Александр Роджерс: Краткий экономический ликбез для понимания мирового кризиса

11.01.2016 14:23

Все падения рынка в США последней недели – это только слабый отголосок того, что творится на «физическом» уровне американской экономики

information_items_1046


Выходные как-то всегда настраивают меня на менее официальный лад. Писать не сухим языком аналитики, а более живым, иногда даже ироническим. Вот и сегодня такое настроение.


Попробую вам на пальцах объяснить некоторые вроде бы простые, но почему-то не всеми осознаваемые вещи про экономику — те из них, которые нужны прямо сейчас для понимания сути происходящего сейчас мирового кризиса. И постараюсь сразу с практическими примерами.


Начнём с того, что на сегодня есть фактически две разных экономики: одна – это «экономика» фондовых рынков, а вторая – это «физическая» экономика, которая оценивает объёмы произведённых и потреблённых товаров.


И эти две экономики на сегодня уже почти никак не связаны – зачастую рост стоимости акций компаний идёт даже при том, что они показывают убытки. Про Facebook, который «дороже» Газпрома, я вообще лучше промолчу.


1. Причины формирования пузырей. В результате многолетнего раздувания стоимости западных (прежде всего, американских) компаний их рыночная стоимость в разы превышает номинальную. Нормальную прибыль большинство из них показать не может, поэтому делает упор на «рост капитализации».


А это приводит к тому, что прибыль с дивидендов таких компаний оказывается настолько мизерной, что единственный смысл покупать такие акции – с целью их спекулятивной продажи. Что (вкупе с margin debt, использованием заёмных средств под проценты для торговли акциями) заставляет подавляющее большинство участников рынка играть на повышение, ещё больше способствуя раздутию пузырей.


В свою очередь заёмные средства выдаются игрокам под залог стоимости акций и с условием, что при снижении цены акции должны быть автоматически проданы для погашения долга (это и есть один из вариантов margin call). Это вызывает почти обязательный крах биржи после окончания каждого периода ралли на повышение.


2. Спрос и предложение. Когда рисуют графики спроса и предложения, их зависимости от цены, то обычно забывают упомянуть, что есть такие понятия, как «насыщенный спрос» и «предел предложения».


Насыщенный спрос – это когда потребители купили нужное для них количество товара, полностью удовлетворяющее естественный спрос. И дальнейшее снижение цены не ведёт к росту продаж.


Не, можно, конечно, покупать дешёвый хлеб, чтобы кормить им свиней, но это уже не правило экономики, а девиации.


Предел предложения – это, наоборот, когда больше товара просто не существует в природе. И сколько не повышай на него цену, а предложение не вырастет.


Почему об этих двух явлениях не любят упоминать либеральные экономисты? Потому что они доказывают, что «правила рынка» применимы только в достаточно искусственных условиях и узких рамках, за пределами которых рыночные методы не работают.


Наглядные примеры с золотом и нефтью. Сколько цена на золото не растёт, а предложение ограничено. Часть из держателей может решить продать, но это ситуативные флуктуации, а общий объём рынка ограничен.


С нефтью наоборот: Саудиты нарастили добычу, снизили цену – а потребление не растёт. Вот и забиваются все склады и хранилища. Китайцы нарастили стратегические запасы, пока цена низкая, ряд других стран и корпораций тоже прикупили себе запасов, но дальше спрос насыщен, роста потребления не будет. Поэтому цену на нефть снижать дальше нет смысла, и все колебания цены сегодня носят не рыночную, а сугубо политическую природу.


3. Значение грузоперевозок. Надувать фондовые рынки можно сколько угодно (ну, почти, хехе), но есть реальный показатель экономической активности – это объём перевозимых по стране грузов. Перевозят сырьё, перевозят полуфабрикаты, перевозят готовые товары. Поэтому если падает производство, если падает спрос у населения – это всегда сразу отображается на грузоперевозках.


Когда весной 2014 года майданутые орали «Сейчас заживём!», а я смотрел на падающие показатели грузоперевозок, то сразу было понятно, что будет существенное падение ВВП. Грузоперевозки на некоторых направлениях тогда упали на 50-70%, что толсто намекало на разворачивающийся кризис. Да, часть из них транзитные, но их легко вычленить в общей картине, потому что транзит обычно идёт по протоколу TIR (или аналогичным). И падение внутренних и экспортно-импортных грузоперевозок означало глубокий спад в экономике.


В США последний год почти аналогичная картина. Биржи весь год скакали: то «бычье» ралли на повышение, то коррекции, затем новое ралли, но один параметр весь год стабильно падал – это транспортный индекс Доу-Джонса (The Dow Jones Transportation Average, DJTA).


Грузоперевозки в США снижались весь год, и хотя американская статистика стабильно скрывала реальные данные по безработице и промышленному производству (которое тоже падает), но плачевные дела транспортных компаний скрыть невозможно. В результате DJTA потерял за год больше 21%.


Именно потому, что грузоперевозки имеют такое большое значение, почти все так эмоционально отреагировали на фейк о полном прекращении судоходства в Атлантике.


use

В реальности AIS регистрирует только те суда, которые находятся не далее чем в 40 милях от стационарных станций


Ну и все падения рынка в США последней недели – это только слабый отголосок того, что творится на «физическом» уровне американской экономики.


Если этот краткий обзор помог вам лучше понять происходящее – я очень рад.



Александр Роджерс


Новости партнеров

2 Комментариев

  1. Галина Владимировна:

    С удовольствием читаю все Ваши обзоры.Спасибо.Очень понятно и доступно.

  2. а как с грузоперевозками в России..? Китае…Индии..?

Написать комментарий

Лента Новостей


trava