Мировые медиагиганты

11.06.2013 14:55

Информационное пространство западного мира контролируют всего пять глобальных корпораций.
империя


БОЛЬШАЯ ПЯТЕРКА
Всего пять трансатлантических медиаимперий контролируют медийное пространство Запада… Звучит диковато, не правда ли? Но это не дешёвая конспирология, это реальное положение дел, сложившееся в последние годы в Соединённых Штатах, а также, с учётом огромного американского медиа-влияния, в мире «золотого миллиарда» – везде, где доступен интернет, стоит спутниковая тарелка и крутят голливудские фильмы.
Ведущие западные СМИ больше склонны считать, что они совершенно независимы и что их корпоративная «прописка» вовсе не мешает им честно и всесторонне освещать любые мировые события. Однако, если мы поглядим, как слаженно, словно под копирку, работают глобальные медиа по ключевым сюжетам общепланетарной «повестки дня» – от бойни в Ливии до антироссийской риторики – то мы не сможем избежать закономерного вопроса: неужто и в самом деле разнообразие и свобода прессы в Старом и Новом Свете – миф?
Не будем спешить с глобальными выводами, а лучше взглянем на факты.
Факты таковы. Пять международных медиакорпораций – Time Warner, News Corporation, The Walt Disney Company, Viacom/CBS Corporation и Comcast/NBCUniversal – формируют «картину мира» для подавляющего большинства жителей глобализованного мира, определяя, что именно они смотрят, слушают и читают каждый день. Интересы этих грандиозных медиаимперий распространяются на каждый вид коммуникации человека с миром: от газет и телеканалов до голливудских киностудий и книжных издательств. В 2012 году их общая выручка составила почти 200 млрд. долларов. 
В Соединённых Штатах, чьи официальные лица не устают пенять России за «отсутствие свободы слова», пять перечисленных корпораций контролируют 90% национальных и региональных СМИ, хотя ещё 30 лет назад тот же объём медиаиндустрии принадлежал пятидесяти компаниям.
Перечислим в «телеграфном» стиле, какие же активы находятся в руках каждого члена Большой Пятерки.
Time Warner (доход в 2012 году – $28,7 млрд.)
Медиаосновой этого конгломерата можно назвать коммуникационный монстр Turner Broadcasting System, в который входит корпорация CNN, а также TBS, TNT, NBA TV, CartoonNetwork и The CW (совместно с CBS Corporation). Другими активами Time Warner являются телеканал HBO, издательства Time Inc. (более 130 журналов, в том числе TIME, Life, People, Fortune и Sports Illustrated) и IPC Media, кинокомпании Warner Bros., New Line Cinema и Castle Rock Entertainment.
News Corporation (доход в 2012 году – $33,7 млрд.)
Информационную основу империи (до её ожидаемого разделения на «издательскую» и «развлекательную» части в середине этого года) составляет компания Fox Entertainment Group. К ней относится телесеть Fox Broadcasting с телеканалами Fox News, National Geographic и телесетью Sky, газеты The Sun, The Times, Sunday Times, New York Post, The Wall Street Journal и, частично «Ведомости», компания Dow Jones, издательство HarperCollins и кинокомпания 20th Century Fox.
The Walt Disney Company (доход в 2012 году – $42,3 млрд.)
Эта компания, помимо своего «традиционного» кинобизнеса (бренды Walt Disney, Lucasfilm, Pixar Animation, Touchstone Pictures), контролирует также телесети ABC и ESPN, компанию Marvel Entertainment и многое остальное «по мелочи», вроде 277-ми радиостанций.Viacom/CBS Corporation (доход в 2012 году – $13,9 $14,7 млрд.)Оба конгломерата контролируются структурой под названием National Amusements. К их активам, в общей сложности, относятся сети CBS, Showtime Networks, BET Networks и The CW (совместно с Time Warner), каналы MTV и Nickelodeon, издательский дом Simon & Shuster, интернет-компании Atom Entertainment и Last.fm, кинокомпании Paramount Pictures и CBS Films, а также 130 радиостанцийComcast/NBCUniversal (доход $62,6 млрд.) После покупки «Комкастом» в марте этого года конгломерата NBCUniversal основу новой империи составляют кабельные сети, такие как MSNBC, Bravo, CNBC и The Weather Channel. В империю входит также телеканалы NBC и Telemundo, киностудия Universal Studios и сеть NHL Network.Чтобы понять степень влияния этих гигантов, достаточно представить жизнь среднего американца, который слушает новости и смотрит телевизор, покупает в интернете билеты, чтобы сходить в кино, читает книги и играет в игрушки, листает журнал и покупает детям комиксы, ходит в парки развлечений и болеет за любимую хоккейную команду, изучает биржевые сводки и поёт в ванной песни, годами не выходя из информационной вселенной, выстроенной для него пятью корпорациями.


НЕЗАСВЕЧЕННЫЕ


Медиа принадлежат монстрам. Кому же принадлежат сами монстры? Это весьма щекотливый вопрос. Из пятерки лидеров лишь Viacom/CBS могут похвастаться тем, что весомые пакеты акций обеих компаний находятся в руках одного человека. 78% голосующих (то есть позволяющих определять политику компании и назначать членов её совета директоров) акций корпорации CBS принадлежат миллиардеру Самнеру Редстоуну. В «Виакоме» он владеет, через National Amusements, около 79% голосующих акций. Уже в случае с News Corporation всё не так ясно. Семья основателя корпорации Руперта Мердока контролирует лишь около 39% голосующих акций News Corp. Еще около 7% принадлежит саудовскому принцу аль-Валиду ибн Талалу, имеющему безоблачные отношения с Мердоком. Банки и инвестиционные компании владеют ещё порядка 5% голосующих акций. А вот 38% принадлежат неизвестным лицам: они распылены среди неинституциональных держателей, которые, имея менее 5% акций, не обязаны, по американским законам, отчитываться о подобной собственности. Примерно такая же ситуация сложилась в Comcast, которую, как считается, контролирует сын её основателя и её нынешний номинальный глава Брайан Робертс, владеющий всего 33% голосов компании. Без малого два миллиарда акций империи имени Уолта Диснея распылены между огромным количеством держателей; при этом лишь одна компания, фонд Лорен Пауэлл, вдовы Стива Джобса, владеет более чем пятью процентами акций (7,3% стоимостью $6,9 млрд.). Кто владеет остальным пакетом, лично и через инвестфонды, неизвестно. Можно отметить лишь то, что все десять директоров медиаимперии, в руках которых официально сосредоточено менее 1% акций, в марте этого года успешно переизбрались на свои места. Сложнее всего обстоят дела с Time Warner. Истинных бенефициаров этого конгломерата сегодня определить чрезвычайно сложно. Если, конечно, не принимать во внимание многочисленные конспирологические источники, связывающие становление этой медиакорпорации с семьёй Бронфманов, бывшим главой компании Джеральдом Левином и влиятельным израильским бизнесменом Авивом «Виви» Нево, который, как считается, до сих пор владеет наибольшим индивидуальным пакетом акций Time Warner.


РАЗДОЛЬЕ ДЛЯ КОНСПИРОЛОГОВ
Вышеназванные личности, равно как фамилии Редстоуна, Мердока и Робертса, рождают по ту сторону Атлантики обильные всходы для всяческих теорий заговора на тему «засилья в глобальных СМИ». Конспирологов подталкивают к этим теориям простые наблюдения за американской прессой.
К примеру, The New York Times Company, владеющая одноименной газетой, а также изданиями International Herald Tribune и The Boston Globe, была ещё более ста лет назад выкуплена Адольфом Шимоном Оксом, и с тех пор принадлежит семейному тресту Оксов-Сульцбергеров, выбирающих 9 из 13-ти членов совета директоров компании.
Её главный медийный конкурент, The Washington Post Company, владеющий одноимённой газетой, журналом Foreign Policy и целым рядом региональных СМИ, был куплен в 1933 году финансистом Юджином Исааком Мейером (ставшим затем первым главой Всемирного банка), а сегодня контролируется его потомками, семьёй Мейеров-Грэхемов.
Наконец, третий крупный игрок в американском газетном бизнесе, корпорация Tribune, хоть и находящаяся под банкротством, но объединяющая такие издания, как Chicago Tribune, Los Angeles Times, Baltimore Sun и Orlando Sentinel, а также целый ряд телевизионных активов, была в 2007 году полностью куплена предпринимателем Самуилом Зеллом.
Как водится, рано или поздно, в списке «выгодополучателей» всего этого добра появляется фамилия Ротшильдов. Особенно часто о них вспоминают применительно ещё к одной важной отрасли масс-медиа – ведущим новостным агентствам: Reuters, Associated Press и Agence France-Presse. Именно материалы агентств составляют львиную доли всей информации, транслируемой в западных СМИ.
Сегодня, основываясь лишь на официальных источниках, невозможно однозначно установить степень влияния семейства Ротшильдов на СМИ. Между тем, ещё в 1942 году в своей книге «Barriers Down» журналист Кент Купер, долгие годы являвшийся генеральным управляющим Associated Press, написал буквально следующее: «Международные банкиры, контролируемые домом Ротшильдов, обрели свои доли в трёх ведущих европейских агентствах» – подразумевая английский Reuters, французскую Havas и немецкий Wolff. Сегодняшние конспирологи формулируют свою идею так: «Reuters владеет агентством Associated Press, а им самим владеют Ротшильды». И их не смущает, что Reuters с 2008 года официально распоряжается семейная группа Thomson Corporation.

СЛЕДИТЕ ЗА РУКАМИ
Впрочем, в мире масс-медиа много причудливых взаимосвязей. Возьмем, к примеру, Havas. 
От этого агентства сразу после войны «отпочковалось» Agence France-Presse; а почти за сто лет до этого двумя его сотрудниками являлись как раз Рейтер и Вульф. Впоследствии Havas была куплена французской медиакорпорацией Vivendi, которой принадлежат Canal , музыкальный монстр Universal Music (лейблы Decca, Polydor, Verve и др.) и издатель видеоигр Activision Blizzard. В 2000 году после слияния с Universal Stidios компании Seagram, владельцем которой являлась всё та же семья Бронфманов, у французской корпорации образовалось отделение Vivendi Universal Entertainment. Однако уже в 2004-м 80% её активов были проданы в руки «Дженерал Электрик», чтобы составить новую медиаимперию под уже знакомым нам названием NBCUniversal – которую в итоге купил Comcast. 
Ну а как же агентство Havas? Войдя в Vivendi и получив название Vivendi Universal Publishing, оно объединилось с медийной компанией Lagardère (бренд Elle), продавшей вскоре все свои международные издания – 102 названия! – корпорации Hearst. Последняя издаёт теперь журналы Cosmopolitan, Esquire, Harper’s Bazaar и известна своим партнерством с NBCUniversal и The Walt Disney Company.
Новая ипостась Havas стала называться Editis, только чтобы затем быть проданной сначала инвестгруппе Wendel, а затем испанской медиагруппе Planeta.
Тяжело за всем уследить? Не страшно, мы поможем – в следующих номерах.


Новости партнеров

Написать комментарий

Лента Новостей


trava