Заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов объяснил для читателей «Журналистской правды», может ли Европа позволить себе полное эмбарго.
«Персонально члены Европарламента отказаться могут. За последние 8 лет резолюций, призывающих к странным вещам со стороны Европарламента, была масса. Нынешняя мало чем отличается. Европарламент не является органом, обладающим законодательной инициативой. Сам по себе статус резолюции говорит о том, что эта декларация, писулька, ничтожное заявление в пустоту.
Евросоюз – это масса стран с собственными интересами, со своей структурой потребления сырья, и отказ от российских энергоносителей для каждой страны в отдельности будет иметь разные последствия. Для всего Евросоюза эти последствия станут разрушительными, просто уровень разрушений для каждой страны будет разный.
Европа в краткосрочной перспективе может заместить только половину поставок из РФ, и даже эта мысль излишне оптимистична. У стран Европы, получающих трубопроводный газ из России, есть чисто техническая возможность заместить порядка 60 млрд кубометров трубопроводного газа сжиженным.
Но в мире сейчас царит энергетический кризис, который связан с нехваткой предложения. А Европа, что бы ей ни казалось, не является самым привлекательным рынком сбыта. Последние события еще больше снижают ее привлекательность: истерики не нравятся никому. На рынке нет избытка предложения, а те объемы, которые появляются, идут в Азиатско-Тихоокеанский регион. Сейчас нет не то что 60 млрд, а 10 дополнительных млрд кубометров газа для Европы.
Лично я слышу про желание Европы отказаться от российского газа на протяжении как минимум 14 лет. А, в принципе, этой европейской стратегии по снижению потребления российского газа 20 лет. В 2002 году был анонсирован проект «Набукко», которым стращали Россию и «Газпром». Ну и как, построили? А что помешало? Отсутствие поставщиков, которые желали бы продавать газ ЕС. Это большая беда Евросоюза – говорить про газотранспортную инфраструктуру прежде, чем решить проблему с поставщиками. Если подходить правильно, то возникнет неприятность, окажется, что поставщиков, готовых продавать Европе газ в тех объемах, в которых она хочет, не так много, кроме России. Единственный альтернативный проект за последние 13 лет – это поставки из Азербайджана в объеме 10 млрд кубометров. Для региона, который потребляет 550 млрд кубометров и из одной только России закупает 150 млрд и выше, это несерьезно.
В Европе понастроено огромное количество СПГ-терминалов, и за их счет возможно заместить российские поставки, их мощность составляет 217 млрд кубометров. Но даже в самый успешный год для СПГ-терминалов они были заполнены лишь наполовину, потому что рядом с Европой есть Азия, которая платит больше и меньше трындит. Китай и Япония покупают больше СПГ, чем весь Евросоюз вместе взятый. Притом они готовы заключать долгосрочные контракты, не трындят про зеленый статус газа и платят больше. 75% СПГ идет в Азию.
Возможность закупать газ из альтернативных источников у Евросоюза отсутствует ввиду того, что альтернативных поставщиков не было даже до мирового энергетического кризиса. Если только Евросоюз не согласится платить больше на 20-50%, чем платит Азия, но на такие подвиги Европа не готова.
Что касается угля, Россия обеспечивает порядка половины всего импорта угля, при том, что мы готовимся к отказу Европы, и к 2030 году у нас должна быть построена вся инфраструктура, чтобы удвоить поставки угля в Азию.
С нефтью сложнее, есть мировой рынок и ОПЕК+, в рамках которой Россия является одним из двух авторитетных участников. ОПЕК+ представляет собой важный инструмент и не позволяет даже самым влиятельным покупателям воздействовать на нефтяную промышленность РФ путем сепаратных переговоров с нашими конкурентами, потому что мы с ними в одной упряжке. Как показали события начала 2020 года, если мы не будем в одной упряжке, то будем страдать все вместе. Если будет новый кризис, то пострадают все поставщики. Единственная гарантия от кризиса – это сотрудничество. С этой точки зрения, тылы тут тоже прикрыты».
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).