
Перевод статьи, опубликованной 4 марта 2019 года на портале asia.nikkei.com
Первый арктический завод «НОВАТЭКа» по сжижению природного газа на полуострове Ямал начал работу в 2017 году. В настоящее время компания ищет японских партнеров для реализации второго подобного проекта.
Стремление России привлечь японцев для участия в энергетическом проекте в Арктике обусловлено стратегией Москвы диверсифицировать энергетические поставки в направлении стран Азии. Дело в том, что сейчас крупнейший в мире экспортер природного газа сталкивается с растущей конкуренцией со стороны США.
Завод по сжижению природного газа «Арктик СПГ-2» российской газовой компании «НОВАТЭК» планируется расположить на полуострове Ямал, где условия удивительно суровые даже для газовой отрасли, где, как известно, рабочие площадки шлепают даже в непроходимых джунглях и бесплодных пустынях.
Полуостров Ямал, название которого на языке коренного народа ненцев означает «край земли», может похвастаться богатыми запасами газа. Однако при температурах, временами достигающих -60 С, для извлечения топлива нужно устранить проблемы, связанные с вечной мерзлотой, а транспортировка СПГ должна осуществляться на ледоколах.
Первый завод «НОВАТЭКа» в этом регионе начал работу в 2017 году. Компания обратилась в японские торговые дома Mitsubishi Corp. и Mitsui & Co. с предложением принять участие во втором проекте. Японское правительство приветствовало предложение, посчитав, что оно может помочь прогрессу в длительном территориальном споре с Москвой.
Россия относительно поздно вступила на рынок СПГ, так как большая часть ее экспорта газа идет в Европу по трубопроводам. До проектов на Ямале единственным заводом по сжижению газа был «Сахалин-2» на Дальнем Востоке России, в котором также участвуют Mitsubishi и Mitsui.
Ключ к разгадке внезапного энтузиазма Москвы в отношении СПГ стоит искать в заявлениях президента Владимира Путина о том, что развитие Дальнего Востока имеет решающее значение для продвижения России.
Для сохранения позиции ведущего производителя энергоресурсов стране необходимо развивать свои поставки на азиатские рынки, где спрос в настоящее время стремительно растет. Следовательно, требуются не только трубопроводы для прямой транспортировки газа в Китай и другие страны, но и объекты по сжижению газа для транспортировки в более отдаленные пункты назначения.
Повороту Москвы на Восток способствуют две тенденции: рост опасений в европейских странах по поводу чрезмерной зависимости от российского газа – особенно после присоединения Крыма в 2014 году – и рост США как крупного производителя нефти и газа.
В США объекты по переработке сланцевого газа в СПГ и нефтепродукты в большом количестве расположены вдоль Мексиканского залива в штатах Техас и Луизиана. Всплеск производства дешевого сланцевого газа значительно изменил энергетические перспективы страны. А ведь еще совсем недавно Вашингтон прогнозировал, что в 2030 году США будет необходимо ежегодно импортировать 390 миллионов тонн СПГ, чтобы удовлетворить свои потребности в энергоресурсах.
Для экспортеров природного газа сланцевая революция не только лишила их ожидаемого источника растущего спроса, но и, с началом экспорта СПГ из США в 2016 году, привела к появлению конкурирующего поставщика. СПГ из Африки и Ближнего Востока, который должен был пойти в Америку, вместо этого перетек в Европу, угрожая почти монопольному господству России на этом рынке и побуждая Москву перейти к азиатским рынкам.
Западные страны ввели против России санкции в связи с присоединением Крыма. Поэтому для обеспечения успешного освоения Арктики Москва добивается поддержки азиатских покупателей природного газа, в частности, Японии – крупнейшего в мире импортера СПГ.
Токио оказывает давление на Mitsubishi и Mitsui с тем, чтобы они приняли решение, но это может оказаться труднее чем кажется. Торговые дома понимают потенциальную значимость проекта на Ямале как нового источника СПГ, но в Азию также начинают проникать поставки СПГ из США.
Mitsui и Mitsubishi должны проанализировать, будет ли «Арктик СПГ» конкурентоспособным в этих условиях. Им также необходимо рассмотреть возможность наращивания добычи на «Сахалине-2», который работает уже 10 лет и может стать потенциально более быстрой альтернативой новому проекту «НОВАТЭКа».
Еще больше осложняют ситуацию отношения России с Саудовской Аравией, крупнейшим в мире экспортером сырой нефти. Саудиты также пострадали от сланцевой революции в США. Москва и Эр-Рияд объединились, чтобы противостоять росту добычи сланцевой нефти и сократили производство, надеясь таким образом стабилизировать цены.
На этом их сотрудничество может не закончиться. Министр энергетики Халид аль-Фалих заявил в интервью Financial Times, что Саудовская Аравия стремится стать международным энергетическим игроком, сосредоточившись изначально на построении «глобального газового» бизнеса. Проект России «Арктик СПГ-2» потенциально поможет этой стратегии. Так, аль-Фалих указал, что Эр-Рияд заинтересован в покупке 30% акций «НОВАТЭКа».
«Если Россия и Саудовская Аравия возьмут на себя инициативу по проекту, Япония будет отодвинута на второй план», – предупредил японский источник. Токио оказался в центре битвы за энергетическое господство между Москвой, Эр-Риядом и Вашингтоном, и вряд ли последствия его не затронут.
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).