
Сенсационное исчезновение борта MH370 «Малайзийских авиалиний» с 239-ю пассажирами на борту порождает всё новые вопросы
ЗАГАДКА ДЛЯ МИРОВОЙ АВИАЦИИ
8 марта дальнемагистральный самолёт «Боинг-777-200ER» (или, по-народному, «три топора»), вылетев из Куала-Лумпура в Пекин, на сороковой минуте полёта исчез с радаров наземных станций. Удалившись на 220 километров от побережья Малайзии, авиалайнер с бортовым номером MH370 авиакомпании Malaysia Airlines произвёл незапланированный разворот на 110 градусов и направился к Бенгальскому заливу, отклонившись от заявленного курса на сотни миль. После этого авиадиспетчеры, отслеживавшие аппарат через спутник, окончательно потеряли его из вида: кто-то на борту умышленно отключил систему идентификации судна ACARS. А ещё через несколько минут перестал работать и транспондер, который обеспечивал обмен информацией между пилотами и диспетчерами на земле.
…До сих пор cудьба 12 членов экипажа и 227 пассажиров из 14 государств, включая одного гражданина России, неизвестна.
ОТ ВЕРСИИ К ВЕРСИИ
В зарубежных СМИ пропавший «Боинг-777» уже получил прозвище «мистический». Это связано с тем, что столь крупный самолёт, как правило, обнаруживается в течение недели, а тут прошло полмесяца – и никаких следов…
Число версий произошедшего растёт изо дня в день. Кто-то считает, что за всем этим стоят террористы, а кто-то – умопомешательство пилотов. Кто-то пытается доказать, что авиалайнер пропал в аномальной зоне наподобие Бермудского треугольника. Конспирологи настаивают на версии о гибели судна от электромагнитного оружия, испытания которого якобы проводились именно в том районе. Уфологи уверяют, что это было похищение самолёта со стороны НЛО…
Тем не менее, у следствия сегодня только четыре рабочих сценария произошедшего: угон, саботаж, личные проблемы членов экипажа, а также психологические проблемы, причиной которых могла стать в том числе и обстановка в коллективе. По каждому направлению собирается информация. Широкий разброс мнений касается и мотивации произошедшего: начиная от использования самолёта в качестве «крылатой ракеты огромной разрушительной силы», как 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, – и вплоть до мести пилота в связи с арестом его товарища по партии.
Пока поиски лайнера сконцентрированы на двух воздушных коридорах. Визуально по карте это выглядит как две дуги. Первая из которых простирается от северного Вьетнама через Тибет – до южного Казахстана. Вторая – начинается от Индонезии и уходит на юго-запад в Индийский океан. В связи с большой площадью поисков и сложностью задачи малайзийское правительство обратилось за помощью к 26-ти странам.
В результате выявления гипотетических мест посадки авиалайнера было определено 634 потенциальные посадочные полосы – однако в ходе следствия выяснилось, что самолёт Malaysia Airlines ни на один из этих аэродромов не приземлялся.
По мнению специалистов, если самолёт вообще приземлялся, то исчезнуть он мог бы, например, на военной базе в Непале, чтобы затем оттуда совершить перелёт в северную часть Ирака. По другим оценкам, искать судно надо на границе Афганистана и Пакистана, где действуют боевики движения «Талибан». Правда, по сведениям военных, в воздушное пространство этих регионов борт MH370 не входил.
Американцы вообще предлагают искать лайнер в южной части Индийского океана, где нет коммерческого авиатраффика, как и нет соответствующей взлётно-посадочной полосы.
Даже блогеры включились в поиск. Например, вдова музыканта Курта Кобейна, как ей кажется, увидела на выложенном в интернете спутниковом снимке морской акватории неподалёку от северной оконечности острова Суматра некое подобие очертаний затонувшего самолёта, а также похожее на плавающее пятно авиатоплива…
А ГДЕ ЖЕ РАДАРЫ?
Официальные лица, входящие в группу экспертов, утверждают, что угнал самолёт настоящий ас, который смог сменить эшелон полёта судна с отметки 10 000 метров на 1500 метров, что позволило ему быть невидимым для радаров. Такая техника пилотирования часто используется военными пилотами, когда им необходимо избежать обнаружения. Таким образом, авиалайнер без опознавательных кодов на протяжении нескольких часов мог избегать РЛС, вклиниваясь в плотный коммерческий траффик.
Сегодня у следствия нет чёткого представления, куда исчез самолёт, кому это выгодно и какова мотивация экипажа судна, отключавшего все виды связи и идентификации. Пока под подозрением находится исчезнувший вместе с самолётом пилот Захария Ахмед Шах. При обыске в его доме был найден авиатренажёр, в компьютерной памяти которого находились данные по аэродромам в районе Индийского океана, а также сохранённые файлы по отработке пяти различных режимов приземления.
…А может быть, стоит рассмотреть и такую версию: неисправность самолёта и отказ навигационных бортовых приборов стали причиной крушения судна? Если это так, то по репутации бизнеса компании «Боинг» будет нанесён мощный удар с соответствующими последствиями. Не в этом ли причина появления столь экзотических версий исчезновения и такого вялого «асимметричного» участия США в поисковых операциях?
КРУТОЙ ВИРАЖ
Угнать пропавший «Боинг» могли ради предстоящего теракта
Террористическая операция с загадочным исчезновением одного из лучших самолётов современной гражданской авиации «Боинг-777» Malaysian Airlines – вполне реалистическая и аргументированная гипотеза.
В самой этой истории фокусно отражаются некоторые актуальные для борьбы с международным терроризмом проблемы. Просто так исчезнуть с радаров немаленький самолёт без форс-мажора не мог: не было сигналов тревоги, не было видимых причин изменить траекторию полёта, никаких природных аномалий в том районе тоже не наблюдалось.
С технической точки зрения, система ACARS (компьютерная система авиационной связи, которая собирает и предаёт в эфир текущую техническую информацию о состоянии самолёта) могла перестать подавать сигналы не иначе как из-за её ручного отключения. Чтобы произвести такую операцию, человек должен был зайти в бортовой компьютер и запрограммировать опцию. Сделать такое мог только прекрасно знающий данный тип судов специалист.
Отвечающий за сбор информации модуль ACARS, находящийся в пилотском отсеке, был также выключен вручную. А передающий модуль этой системы, расположенный под кабиной, некто смог отключить лишь через пять часов – до этого в эфир уходили маркеры состояния, по которым, правда, месторасположение авиалайнера спутник установить не может.
Судно шло по изменённому курсу, совершив профессиональный разворотный манёвр на 110 градусов, скрываясь от радаров в нижнем эшелоне на высоте полутора километров. Такое пилотирование широкофюзеляжным самолётом «Боинг-777» под силу только опытному лётчику.
Через некоторое время затих и бортовой транспондер, который отвечает за связь между находящимися в воздухе гражданскими лайнерами и радарами, обеспечивая обмен с ними информацией о типе борта и текущих характеристиках полёта. Это могло свидетельствовать как о гибели всего самолёта, так и о целенаправленном выключении прибора. Однако в случае аварии безусловно сработали бы аварийные маячки «чёрных ящиков», которые могут передавать сигнал в течение месяца даже с глубины 2—3 км. Этого не было, что говорит о присутствии «человеческого фактора» в пропаже судна.
Лишний раз подтверждает версию угона и сказанная в эфир фраза кого-то из пилотского отсека: «Хорошо, спокойной ночи». Дело в том, что в мире авиации существуют строгие инструкции насчёт сообщений в эфире. По действующим правилам, пилот должен был передать чёткие полётные инструкции, а также подтверждающий позывной. Вместо этого – «неуставная» реплика. Собственно, зачем вообще говорить что-то, если систему радарной идентификации уже выключили? Баловались или издевались, что ли, счастливые угонщики? Или, может, пилоты таким образом под дулом подали сигнал об угрозе?
Пока ответить на эти вопросы нельзя, ведь самолёт не найден. Тем не менее, среди многочисленных возможных сценариев произошедшего версия о следе террористов выглядит достаточно обоснованной. Учитывая особенности современного геополитического расклада в мире, для определённых влиятельных сил наиболее предпочтителен сценарий «управляемого хаоса», который помогает перекраивать политическую карту мира.
В 2001 году теракты в США, совершённые с помощью самолётов, выпустили из ящика Пандоры войны, интервенции, аннексии… Почему же во имя «продолжения банкета» не использовать ещё один угнанный самолёт, начинённый, например, бомбами или отравляющими веществами? По крайней мере, загадок, вопросов и «нестыковок» в этом деле уже предостаточно.
Важно отметить, что многие версии возникают из-за недостатка информации. Но вот факт, что США на следующий же день после происшествия подключили к расследованию ФБР, даёт определённое понимание. Дело в том, что ФБР является структурой борьбы с террором. И «подключение» этой организации к расследованию инцидента с малайзийским «Боингом» однозначно указывает на то, что у американских спецслужб имеются какие-то данные, подтверждающие факт угона, который, как правило, рассматривается в контексте терроризма. В подтверждение версии угона можно отметить, что исчезновение похоже на тщательно проработанную операцию.
Выводы, конечно, делать ещё рано, ведь судно-то не найдено. Однако в дальнейшем нужно обеспечить гражданскому самолёту неотключаемый режим внешнего обнаружения, определив к нему доступ только на земле, да и то уполномоченными службами. По крайней мере, даже такая мелочь позволит значительно снизить шансы преступников.
Виктор Кузьмин, ветеран спецподразделения
КГБ СССР – ФСБ РФ
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).