Азербайджан – родина гуманизма?

Сумгаит-1988
Однако что делать с памятью об этих событиях? Это Сумгаит, 1988 год, массовые убийства армян и русских

В условиях новой «санкционной» войны России с Штатами и странами Европы, особенно актуальным стал вопрос антагонизма ценностей мира Запада и Востока. Ведь ответные российские санкций, в виде эмбарго на продовольствие из ряда западных стран, доказали, что процесс сращивание западной экономики с российской может быть обращен вспять.

Новый тренд, который поддерживает наша страна с момента введения запрета на отказ поставок ряда продуктов из Европы – укрепление экономических связей с державами Азии, часть из которых является бывшими Советскими республиками.

О том какие ценности могут объединить русский мир с западным и восточным мирами, а также про то какую роль гуманизм играет в этом процессе, рассказали эксперты – участники видеомоста Москва – Баку – Галле на тему: “Гуманизм как ценность в условиях глобализации”.

Мы все от греков!

По мнению заместителя декана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Алексея Козырева, объединить ценности русского, тюркского и европейского мира возможно через идею гуманизма. «Сегодня мы должны связать русский мир, азербайджанский (тюркский) и германский (европейский) мир через идею гуманизма», – заявил Козырев.

«Когда меня спрашивают, что такое русская идея, я пытаюсь абстрагироваться от всех геополитических, евразийских идей. Потому что мне не очень близко вот это вот противопоставление, что есть западная рационалистическая гносеология, философия, а есть восточная метафизика сердца, интуиция, умозрение. Все мы от греков!» – отметил философ.

По его словам, наши корни, истоки в греческой философии, философии Платона и Аристотеля, которые потом, по-разному специфицировались, и в западной парадигме схоластики, философии Нового времени и византийской философии, и русской любомудрии.

«Что лежит в основе этого представления? Идея человека соразмерности, идея пайдейи, идея воспитания человека. Ведь гуманизм, от латинского “хуманитос» ни что иное, как перевод греческого слова «пайдейя» – воспитание человека в соответствии с определенными идеями, идеалами, идеальными образцами. В этом отношении наша культуры – культура греко-европейская имеет общие корни», – пояснил замдекана философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

«Обычно я имею обыкновение критиковать гуманизм. Потому что гуманизм – это парадигма человека основанная, на человеческом, а русская культура всегда стремилась превзойти гуманизм в хоровом начале, в общине, соборности, превзойти в церкви. Но сегодня я поостерегусь критиковать гуманизм, потому что мы сегодня живем в мире, в котором идет беспрецедентный, чудовищный натиск на человека и человечность», – обратил внимание Козырев.
По его словам, гуманизм – это этико-эстетическая норма, измеряющая человека в пределах его человечности и сегодня эти пределы человечности всячески стараются разрушить глобализирующие культуры. “Человек может менять все: пол, лицо и самое страшное – человек становится товаром. Продаются человеческие органы, продаются люди, продается жизнь, совесть, человеческое достоинство. Поэтому мы должны встать на защиту человеческой природы”.

Философ уточняет, что обязательному спасению подлежит: семья, человеческая личность – от вмешательств биогенетических и еще каких-то мутаций, приватность: “Сегодняшняя культура разрушает границы личности с помощью технологий наблюдения, слежения и вторжения в сокровенное человеческое, разрушая человеческую интимность. Поэтому встает вопрос, как защитить человека в пределах его человечности.”

Замдекана философского факультета МГУ убежден, что ждя защиты необходимо использовать все возможные средства: «Как говорили греки, человек – общественное животное и человек – это образ и подобие Божие, как говорили восточные богословы, но сегодня нам стоит сказать, что человек должен остаться человеком и, те, инструменты, которые есть у нас – государство, информационные технологии, медицина и другие инструменты, должны встать на защиту границ человечности, чтобы мы через несколько лет не оказались в каком-то термитнике, где нас заморозили и погрузили в криосон, а через триста лет мы проснулись и после ядерной войны видим, как вокруг нас бродят какие-то безумные роботы».

«Мы озабочены тем, как спасти человека от пропаганды, которая обрушивается на него, как некий мусорный дождь на головы людей, будоража то, что в них трогать нельзя и разрушая братство, дружество и элементарные человеческие отношения, которые нельзя затрагивать», – заключил Алексей Козырев.

Нет разницы в ценностях Европы и России

Не видит большой разницы в ценностях стран Европы и ценностях исповедуемых в современной постсоветской России кандидат философских наук, хранитель архива русского зарубежья в Галле (Германия) Владимир Янцен.

«Не думаю, что ценности западные чем-то существенным отличались от ценностей современной постсоветской России. То есть ценности и антиценности здесь близки к друг другу», – отметил Янцен.

Как человек, проживший на Западе большую часть своей жизни, философ обратил внимание, что все оценочные суждения о том, что Запад загнивает или заявления о том, что его ценности никуда не годятся и он сам скоро рассыплется – это все воинствующая риторика, когда никакого диалога не происходит и когда позиция, с точки зрения ценностей, становится эгоцентричной, когда ценности собственные выдаются за единственно возможные, а ценности оппонентов, врагов уничижаются, их пытаются ликвидировать.

По мнению Янцена, существует огромная опасность в ложном философском истолковании ценностей: «В самом грубом смысле, ценности делятся на материальные и духовные. Сведение материальных ценностей к духовным – ложное объяснение, но такая опасность существует. В частности, в немецком языке слово ценности звучит, как «верт» и имеет два значения – цена и ценности. То есть изначально лингвистически духовное связывается с материальным».

«Возможен ли гуманизм, как ценность или является ли человек высшей ценностью в условиях глобализации? Мы прекрасно знаем, что еще в 50-70 годы участники так называемого «Римского клуба» – не политической организации, не партийной организации, сформулировали основных проблем ставших перед человечеством в условиях глобализации. Ведь что такое глобализация? Это, по сути, переход от региональной истории к универсальной истории, когда решение каких-то очень важных проблем в рамках отдельных государств невозможно. И готовы ли мы к этому переходу это еще вопрос», – подытожил немецкий эксперт – Владимир Янцен.

Азербайджан – колыбель универсальных гуманистических ценностей

По мнению профессора кафедры истории Академии государственного управления при Президенте Азербайджана Фуада Теюб ошлы Мамедова, кризис культуры, кризис ценностей наносит большой ущерб современной мировой цивилизации и она становится все более техногенной, взрывоопасной, а не гуманистической.

«Если говорить об отношении азербайджанского мира к русскому миру, то мне кажется, что может быть даже модель культуры Азербайджана и его идеология наиболее близка к универсальным человеческим ценностям. Почему? Потому что в Азербайджане в течение многих столетий жили представители многих народов, этносов, национальностей и вот идеология азербайджанизма отразила эту историческую реальность”, – считает Мамедов.

По его словам, Азербайджан – это культурное пространство, в котором присутствуют разнообразные религиозные течения – зороастризм, христианство и ислам. Кроме того, наблюдается этническое разнообразие: «В основном это тюркский народ и есть небольшая доля иранских, славянских народов и многих других национальностей.
По этому можно сказать, что Азербайджан – интернационален и сегодня мы относимся, как русскому миру, так и ко всему мировому сообществу. Также это хорошо отражает наша внутренняя и внешняя политика».

В конце своего выступления азербайджанский эксперт предложил выработать программу, которая позволит сохранить и русские, и азербайджанские и немецкие, европейские ценности.

«Я предложил бы такую формулу – переход человека от «человека разумного» к «человеку культурному». Дело в том, что в рамках человека «гомосапиенс», то есть каковыми являемся мы все с вами существует множество типов культур: культура дикости, варварства, феодализма и в тоже время культура гуманизма. Вот ее надо сохранить, потому что мир может спасти только культура, но для этого мир должен защитить культуру”.

Анна Анина


Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Правила использования материалов

Информационные тексты, опубликованные на сайте jpgazeta.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов ЖП требует письменного разрешения редакции ЖП. При любом цитировании материалов на серверах сети Интернет активная ссылка на газету «Журналистская Правда» обязательна. 18+

© 2020 ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАВДА 18+