Загрузка...

Азербайджан — родина гуманизма?

11.10.2014 14:54
Сумгаит-1988

Однако что делать с памятью об этих событиях? Это Сумгаит, 1988 год, массовые убийства армян и русских


В условиях новой «санкционной» войны России с Штатами и странами Европы, особенно актуальным стал вопрос антагонизма ценностей мира Запада и Востока. Ведь ответные российские санкций, в виде эмбарго на продовольствие из ряда западных стран, доказали, что процесс сращивание западной экономики с российской может быть обращен вспять.


Новый тренд, который поддерживает наша страна с момента введения запрета на отказ поставок ряда продуктов из Европы — укрепление экономических связей с державами Азии, часть из которых является бывшими Советскими республиками.


О том какие ценности могут объединить русский мир с западным и восточным мирами, а также про то какую роль гуманизм играет в этом процессе, рассказали эксперты – участники видеомоста Москва – Баку – Галле на тему: «Гуманизм как ценность в условиях глобализации».


Мы все от греков!


По мнению заместителя декана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Алексея Козырева, объединить ценности русского, тюркского и европейского мира возможно через идею гуманизма. «Сегодня мы должны связать русский мир, азербайджанский (тюркский) и германский (европейский) мир через идею гуманизма», — заявил Козырев.


«Когда меня спрашивают, что такое русская идея, я пытаюсь абстрагироваться от всех геополитических, евразийских идей. Потому что мне не очень близко вот это вот противопоставление, что есть западная рационалистическая гносеология, философия, а есть восточная метафизика сердца, интуиция, умозрение. Все мы от греков!» — отметил философ.


По его словам, наши корни, истоки в греческой философии, философии Платона и Аристотеля, которые потом, по-разному специфицировались, и в западной парадигме схоластики, философии Нового времени и византийской философии, и русской любомудрии.


«Что лежит в основе этого представления? Идея человека соразмерности, идея пайдейи, идея воспитания человека. Ведь гуманизм, от латинского “хуманитос» ни что иное, как перевод греческого слова «пайдейя» — воспитание человека в соответствии с определенными идеями, идеалами, идеальными образцами. В этом отношении наша культуры – культура греко-европейская имеет общие корни», — пояснил замдекана философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.


«Обычно я имею обыкновение критиковать гуманизм. Потому что гуманизм – это парадигма человека основанная, на человеческом, а русская культура всегда стремилась превзойти гуманизм в хоровом начале, в общине, соборности, превзойти в церкви. Но сегодня я поостерегусь критиковать гуманизм, потому что мы сегодня живем в мире, в котором идет беспрецедентный, чудовищный натиск на человека и человечность», — обратил внимание Козырев.

По его словам, гуманизм – это этико-эстетическая норма, измеряющая человека в пределах его человечности и сегодня эти пределы человечности всячески стараются разрушить глобализирующие культуры. “Человек может менять все: пол, лицо и самое страшное – человек становится товаром. Продаются человеческие органы, продаются люди, продается жизнь, совесть, человеческое достоинство. Поэтому мы должны встать на защиту человеческой природы”.


Философ уточняет, что обязательному спасению подлежит: семья, человеческая личность — от вмешательств биогенетических и еще каких-то мутаций, приватность: “Сегодняшняя культура разрушает границы личности с помощью технологий наблюдения, слежения и вторжения в сокровенное человеческое, разрушая человеческую интимность. Поэтому встает вопрос, как защитить человека в пределах его человечности.”


Замдекана философского факультета МГУ убежден, что ждя защиты необходимо использовать все возможные средства: «Как говорили греки, человек — общественное животное и человек – это образ и подобие Божие, как говорили восточные богословы, но сегодня нам стоит сказать, что человек должен остаться человеком и, те, инструменты, которые есть у нас – государство, информационные технологии, медицина и другие инструменты, должны встать на защиту границ человечности, чтобы мы через несколько лет не оказались в каком-то термитнике, где нас заморозили и погрузили в криосон, а через триста лет мы проснулись и после ядерной войны видим, как вокруг нас бродят какие-то безумные роботы».


«Мы озабочены тем, как спасти человека от пропаганды, которая обрушивается на него, как некий мусорный дождь на головы людей, будоража то, что в них трогать нельзя и разрушая братство, дружество и элементарные человеческие отношения, которые нельзя затрагивать», — заключил Алексей Козырев.


Нет разницы в ценностях Европы и России


Не видит большой разницы в ценностях стран Европы и ценностях исповедуемых в современной постсоветской России кандидат философских наук, хранитель архива русского зарубежья в Галле (Германия) Владимир Янцен.


«Не думаю, что ценности западные чем-то существенным отличались от ценностей современной постсоветской России. То есть ценности и антиценности здесь близки к друг другу», — отметил Янцен.


Как человек, проживший на Западе большую часть своей жизни, философ обратил внимание, что все оценочные суждения о том, что Запад загнивает или заявления о том, что его ценности никуда не годятся и он сам скоро рассыплется – это все воинствующая риторика, когда никакого диалога не происходит и когда позиция, с точки зрения ценностей, становится эгоцентричной, когда ценности собственные выдаются за единственно возможные, а ценности оппонентов, врагов уничижаются, их пытаются ликвидировать.


По мнению Янцена, существует огромная опасность в ложном философском истолковании ценностей: «В самом грубом смысле, ценности делятся на материальные и духовные. Сведение материальных ценностей к духовным – ложное объяснение, но такая опасность существует. В частности, в немецком языке слово ценности звучит, как «верт» и имеет два значения – цена и ценности. То есть изначально лингвистически духовное связывается с материальным».


«Возможен ли гуманизм, как ценность или является ли человек высшей ценностью в условиях глобализации? Мы прекрасно знаем, что еще в 50-70 годы участники так называемого «Римского клуба» — не политической организации, не партийной организации, сформулировали основных проблем ставших перед человечеством в условиях глобализации. Ведь что такое глобализация? Это, по сути, переход от региональной истории к универсальной истории, когда решение каких-то очень важных проблем в рамках отдельных государств невозможно. И готовы ли мы к этому переходу это еще вопрос», — подытожил немецкий эксперт – Владимир Янцен.


Азербайджан – колыбель универсальных гуманистических ценностей


По мнению профессора кафедры истории Академии государственного управления при Президенте Азербайджана Фуада Теюб ошлы Мамедова, кризис культуры, кризис ценностей наносит большой ущерб современной мировой цивилизации и она становится все более техногенной, взрывоопасной, а не гуманистической.


«Если говорить об отношении азербайджанского мира к русскому миру, то мне кажется, что может быть даже модель культуры Азербайджана и его идеология наиболее близка к универсальным человеческим ценностям. Почему? Потому что в Азербайджане в течение многих столетий жили представители многих народов, этносов, национальностей и вот идеология азербайджанизма отразила эту историческую реальность”, — считает Мамедов.


По его словам, Азербайджан — это культурное пространство, в котором присутствуют разнообразные религиозные течения — зороастризм, христианство и ислам. Кроме того, наблюдается этническое разнообразие: «В основном это тюркский народ и есть небольшая доля иранских, славянских народов и многих других национальностей.

По этому можно сказать, что Азербайджан — интернационален и сегодня мы относимся, как русскому миру, так и ко всему мировому сообществу. Также это хорошо отражает наша внутренняя и внешняя политика».


В конце своего выступления азербайджанский эксперт предложил выработать программу, которая позволит сохранить и русские, и азербайджанские и немецкие, европейские ценности.


«Я предложил бы такую формулу – переход человека от «человека разумного» к «человеку культурному». Дело в том, что в рамках человека «гомосапиенс», то есть каковыми являемся мы все с вами существует множество типов культур: культура дикости, варварства, феодализма и в тоже время культура гуманизма. Вот ее надо сохранить, потому что мир может спасти только культура, но для этого мир должен защитить культуру”.


Анна Анина


Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...