О новом трудноизвлекаемом методе добычи газа «Журналистская правда» поговорила с главным редактором журнала «Геоэнергетика» Борисом Марцинкевичем.
«Речь идёт о южнорусском месторождении. Это один из ресурсных источников первого Северного потока, на котором добыча ежегодно идёт с 2007 года (25 млрд. кубометров в год). Процент акций помимо Газпрома и его подразделений, принадлежит немецкой и австрийской компаниям. Состав участников для двух «Северных потоков» остался исключительно одинаковый: это, так скажем, газовый консорциум, который работает для того, чтобы добывать и поставлять российский газ в Европу.
Часть южнорусского месторождения хранится в Туронских залежах. Это «молодой» газ, который образовался 25 млн. лет назад. Он расположен не глубоко. Такой газ отнесен к трудноизвлекаемым, так как распределен в слое почвы. Для того, чтобы добывать газ из-под земли, необходимо найти слой, в котором есть газ, и он должен быть достаточно проницаемым.
Читайте «Журправду» в нашем телеграм-канале
В Туронских залежах газ есть, но этот пласт практически непроницаемый. Газ не может двигаться от одной емкости к другой. В связи с этим, приходится применять горизонтальный гидроразрыв. Труба доходит до нужный глубины, втыкается в этот слой и уходит в горизонт вдоль этого пласта. Необходимо сделать так, чтобы этот слой стал пропускать газ. Нужно сделать трещины, в которых газ может двигаться к скважине. Для этого под высоким давлением начинают вгонять ту или иную смесь. В итоге происходит гидроразрыв. В слой впрыскивается определённый химический состав, который расширяет трещины. Вторая составляющая смеси должна закрепить трещины, чтобы они не схлопнулись обратно. Основная сложность заключается в подборке химического состава. Таким методом добывают сланцевый газ (слоистая порода). Сложность с Туронскими залежами, которая отличается от тех, что расположены на североамериканском континенте, состоит в высоком давлении.
С точки зрения экологичности, предполагаю, там все в порядке. Организаций, следящих за экологией, в России немало.
Для гидроразрыва используется жидкость, в которой содержится дизельное топливо. Особенность зимних сортов такого топлива заключается в том, что оно не становится густым, не затвердевает при -40. Стоит дороже, но остается жидким. Исходя из этих свойств подобрали жидкость.
Патент на новый метод добычи трудноизвлекаемого газа – это серьезное достижение. Первую экспериментальную скважину пробурили еще в 2011 году. С этого года и шли научно-технические работы. Патент – это возможность работать на собственных технологиях. Очевидно, что открытие понадобится. Несколько газовых месторождений находятся на лицензионных участках Роснефти, и думаю, что Роснефть будет той компанией, которая заинтересуется полученным результатом.
Оставлять трудноизвлекаемый газ в слоях почвы не рационально. Южнорусское месторождение необходимо для того, чтобы в первом Северном потоке был газ (25% – это Туронские залежи). Можно было, конечно, отработать 750 млрд. кубометров и убежать, оставив при этом в земле эти запасы. Но месторождение – это внутрипромысловые проложенные дороги, трубы, линии электропередач. Бросать и идти дальше это не рационально».
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).