Перевод статьи, опубликованной 18 февраля 2019 года на портале dailymail.co.uk
Деятельность группировки ИГИЛ в Сирии близится к концу и участь членов семей джихадистов становится актуальным вопросом. Россия стала первой страной, которая начала систематически возвращать детей боевиков-исламистов на родину.
Потенциальное возвращение домой многих женщин-иностранок, которые уехали жить в “Халифат” ИГ, и их детей, многие из которых родились там, стало предметом споров в России, а некоторые руководители служб безопасности назвали их потенциальной угрозой.
Ранее в этом месяце в Московскую область из Ирака были доставлены 27 детей в возрасте от четырех до 13 лет. Укутанные в зимние куртки и с мягкими игрушками в руках, дети встречали русскую зиму после долгих лет в пустыне.
Они пройдут медицинский осмотр и будут переданы на попечение своих дядей, тетушек, бабушек и дедушек на Северном Кавказе – мусульманской территории на юге России, где проживает большинство россиян, присоединившихся к группировке “Исламское государство”.
Еще 30 детей вернули в конце декабря.
“Они ходят в школу и детский сад. С ними работают волонтеры, разговаривают о том, через что они прошли, объясняют, как им внушали идеологию”, – заявила Хеда Саратова, советник главы Чечни Рамзана Кадырова, которая взяла на себя основную ответственность в процессе репатриации родственников исламистов.
Российские власти дают противоречивые оценки количества репатриантов. По словам Саратовой, в Россию привезли около 200 детей, но почти 1400 до сих пор остаются в Ираке и Сирии.
Кадыров начал усилия по возвращению детей боевиков в 2017 году. Дипломатические переговоры часто ведет уроженец Алеппо и член Совета Федерации от Чеченской Республики Зияд Сабсаби.
В конце 2017 года президент России Владимир Путин назвал стремление вернуть детей “очень почетным и правильным делом” и пообещал помочь.
“Это очень хорошо для имиджа Кадырова. Он не просто использует силу против террористов, но и строит мечети для граждан и оказывает гуманитарную помощь”, – говорит Григорий Шведов, редактор кавказского новостного сайта “Кавказский узел”.
Хотя в некоторых регионах тоже предпринимались попытки осуществления программ реабилитации исламских экстремистов, им не удалось выйти на национальный уровень. Молодые люди, которые возвращались из Сирии или Ирака и являлись с повинной, подверглись суровому наказанию.
Возвращение жен джихадистов также осложняется отсутствием соглашения об экстрадиции между Россией и Ираком, где многие были приговорены к заключению, иногда пожизненному.
Роль также играет нежелание некоторых российских спецслужб возвращать домой взрослых мирных жителей.
Глава ФСБ Александр Бортников в ноябре заявил, что многие женщины с детьми, покидающие зоны конфликта, использовались джихадистами в качестве террористов-смертников или вербовщиков.
“ФСБ считает их опасными, хотя многие из этих жен покупают свободу у курдов и в конечном итоге так или иначе вернутся”, – говорит Саратова.
Любая связь с джихадистами “Исламского государства” – это преступление, поскольку группировка запрещена законодательством РФ.
Самим детям тоже бывает сложно адаптироваться к жизни в России, стране, которую они едва знают, проведя долгие годы в “Халифате”.
Российские власти надеются, что возвращение детей к родственникам поможет свести к минимуму риски радикализации, когда они достигнут совершеннолетия.
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).