
В самопровозглашённых республиках Новороссии, ДНР и ЛНР идёт интенсивное государственное строительство, прозвучала заявка на создание собственных валют. Напрасно украинская пресса иронизирует, публикуя свои версии будущих купюр, в том числе с изображениями Павла Губарева в императорской тоге. Мировая практика существования непризнанных государств показывает, что им тем или иным способом им удаётся создать собственную финансовую систему, и ближайший пример, причём на территории бывшего СССР – Приднестровская Молдавская Республика.
Конечно, мало кто мог помыслить ещё год назад, что очередной майдан на Украине перерастёт в насильственный государственный переворот, а чуть больше полгода назад – воссоединение Крыма с Россией и гражданскую войну за суверенитет бывших Донецкой и Луганской областей. Процесс системного распада страны и формирования на его развалинах новых государств сопровождается разрушением или, как минимум, девальвацией старых атрибутов государственности и рождением новых.
Территория, государственные границы, население, органы власти, в том числе силовые, официальный язык общения, национальная финансово-экономическая система, внутренний рынок, международное отношения – всё это предстоит создавать из обломков былых образований, а порой с чистого листа. Не столь давний исторический пример на памяти ныне живущего поколения соотечественников – образование в 1991 году после разрушения СССР из бывших республик 15 независимых государств. Каждой из которых пришлось выстраивать весь комплекс атрибутов государственности.
В процессе нынешнего полураспада Украины отделяющиеся территории вполне могут использовать этот опыт, в особенности ДНР и ЛНР, которые, в отличие от Крыма, по целому ряду причин пока сложнее представить в составе России. То, что юные республики пока не признаны другими государствами, их руководство вряд ли должно смущать, есть воодушевляющие примеры достаточно успешного существования и непризнанных государств. В том числе на территории бывшего СССР, разрушение которого происходило не точно по границам республик: на территории Грузии, Азербайджана и Молдавии, в свою очередь, образовались самопровозглашённые государства, правда, не признанные международным сообществом.
В 1992 году был создан Союз непризнанных государств, в который вошли Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика, Абхазия и Южная Осетия. В 2000 году образование было реорганизовано в Содружество непризнанных государств. Стороны подписали договор о создании постоянно действующего координирующего органа ‑ Совещания министров иностранных дел и Консультативного совета экспертов для подготовки регулярных встреч. Несмотря на отсутствие международного признания, эти государства существуют уже более 20 лет, выстроив важнейшие атрибуты государственности ‑ конституции, правительства, вооруженные силы, органы госбезопасности, таможенные и пограничные службы.
Вообще в мире эксперты насчитывают на территориях почти 60 стран около самопровозглашенных 120: непризнанных, частично признанных и частично непризнанных, которые отличаются только количеством стран – членов ООН, признавших их суверенитет. Они возникали в результате революций, национально-освободительной борьбы, в том числе антиколониальной, и в результате войн. Некоторые, как Тайвань, существуют фактически, но юридически не признаны международным сообществом, другие, хотя и признаны, как Палестина, но не имеют собственной территории. Ту же Республику Косово признали 108 стран, 19 – собираются, а 64 государства – категорически отказываются.
Словом, путь независимости, избранный ДНР и ЛНР, тактически очень нелёгок, но имеет огромное количество ныне существующих прецедентов самого разного типа. Решающим фактором жизнеспособности самопровозглашённого государства является не только его собственные ресурсы, но и баланс международных сил, ‑ тех, кто поддерживает его существование и тех, кто вынужден с ним смириться.
Такой важный атрибут независимости как собственная валюта – редкая роскошь для непризнанного государства. Если, конечно, речь идёт о полноценных деньгах, а не о редком экспонате для нумизматов. Для международной торговли, равно как и для выполнения важнейших функций денег вроде резервной непризнанные государства используют официальные валюты, в первую очередь – мировые, свободно конвертируемые. Собственные денежные знаки с успехом играют роль суррогатов полноценных денег во внутреннем обращении, как средство покупок и расчётов. Это немало ‑ правительства непризнанных государств используют все преимущества внутренней эмиссии своих валют для управления национальной экономикой.
На территории бывшего СССР из непризнанных государств только Приднестровье осилило создание собственной валюты – одного из важнейших символов государственности. Вначале, как и во многих других, признанных странах в переходный период, специальные марки наклеивались на банковские билеты СССР и РФ. В 1993 ‑ 1994 годах начался выпуск первых собственных банкнот, а с 2005 года на монетном дворе в Тирасполе стали чеканиться монеты. В 2003 году стало можно обменивать «местные» рубли на доллары США, российские рубли, украинские гривны или молдавские леи – но, разумеется, только на территории ПМР.
Самое интересное, что при всех очевидных изъянах непризнания, денежные системы самопровозглашённых государств более свободны, чем многих крупных стран – членов ООН. Они могут свободно эмитировать свои деньги, кредитовать национального производителя, не будучи ограничены «вашингтонским консенсусом», который привязывает объёмы денежной массе к количеству долларов США, поступающих в страну за экспорт товаров. Этой свободы, так необходимой для полноценного самостоятельного экономического развития, до сих пор страшится мыслящий по канонам либерального монетаризма финансово-экономический блок Правительство России.
Драматические процессы в Новороссии служат катализатором вызревающих позитивных перемен в Российской Федерации. Возможно, что создание ДНР и ЛНР собственных валют даст толчок и освобождению российской финансовой системы из пут «вашингтонского консенсуса».
Павел Былевский
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Михаил
Желаю победы ополченцам над Украинской фашистской мразью.И успеха в строительстве народного государства,то есть в интересах всего общества,а не в интересах олигархов и чиновничьих
казнокрадов как в России.
Ольга Евсеева
И, пусть пока вас не признали,
для нас героями вы стали.