В санкционной войне с Россией Америка затронула практически все ключевые сферы российской экономики и сегодня банковский, нефтегазовый, оборонный сектора подсчитывают свои потери от введения санкций. Однако, несмотря на взаимные разногласия наша страна и Штаты пока не объявили о прекращении сотрудничества в такой экономически и политически значимой отрасли, как космонавтика.
О том, какое влияние действующие западные санкции оказали на российскую космическую отрасль и почему официальных заявлений о прекращении сотрудничества нет в интервью корреспонденту Федерального Агентства Новостей рассказал главный редактор журнала «Новости космонавтики», академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Игорь Маринин.
Почему российская и американская сторона не заявляют о прекращении сотрудничества в сфере космонавтики, не смотря на взаимные разногласия?
Ситуация такова, что и американцы, и европейцы, и канадцы, и японцы – участники Международной космической станции, приняли негласное решение – не распространять санкции на космонавтику. Наша сторона также приняла соответствующее решение – не распространять санкции на космические взаимодействия. То есть, прямых санкций в этой области нет, но введенные санкций в других областях естественно оказывают косвенное влияние на нашу космонавтику.
Например, у нас появились проблемы с покупкой комплектующих, которые не производятся в России. К примеру, лампа бегущей волны, арсенид-галлиевые солнечные батареи, процессоры и микросхемы. Сейчас мы ищем возможности покупать аналоги не в Европе или Америке, а на Востоке – в Китае, Тайване, Гонконге и так далее. Поэтому можно сказать, что санкции сказываются, но не на космонавтике, а на всей нашей промышленности, частью которой является наша ракетно-космическая отрасль.
В апреле этого года в российских и западных СМИ говорилось, что американское Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) заявило о прекращении сотрудничества с Россией, запретив своим сотрудникам посещать территорию РФ, переписку с коллегами по электронной почте, телеконференции с российскими партнерами, не запрещая сотрудничество в области совместных работ на МКС. Как вы прокомментируете это?
Не стоит обращаться к информации, которая прошла полгода назад. Еще тогда все поняли, что это не касается вопросов совместной работы. То есть космонавты и специалисты по-прежнему общаются и более того – это заявление сделало даже не первое, не второе лицо в NASA, а просто кто-то сказал, что так надо делать. Никакого официального распоряжения, решения Конгресса, президента – не было и поэтому все сотрудничество продолжается, как и раньше и продолжается общение со специалистами, совместное управление станцией и проведение совместных научных проектов с российской стороной NASA не прекращало. К примеру, в проекте по обработке данных нашего радиотелескопа «Спектр-Р», который летает, задействованы, в том числе и американские радиотелескопы.
По какой причине американцы не заинтересованы в прекращении сотрудничества с РФ на МКС?
Американская сторона не заинтересована прекращать сотрудничество, так как пока доставить своих астронавтов до МКС они могут только на наших российских кораблях. Сейчас у них нет своего корабля для этих целей и раньше 2017 года он не появится. Кроме того, часть их коммерческих пусков распределены на наши «Протоны». Опять же, если будут санкции и они запретят ввоз спутников в Россию и Казахстан (Байконур) или мы запретим запуск американских спутников, то мы потеряем деньги от запусков, владельцы спутников станут в длинную очередь на «Ариан-5» или на свои ракеты, которые уже заняты на несколько лет. Поэтому никто не хочет вводить санкции в космическую деятельность, ни американцы, ни наша сторона.
Кто может больше пострадать от прекращения сотрудничества мы или американцы?
От прекращения сотрудничества в большей степени пострадаем мы. Это связано с тем, что космическая промышленность в Соединенных Штатах намного более развитая, дублированная и у них мощная конкуренция между предприятиями.
У нас в стране конкуренция очень слаба, потому что мало предприятий в космической отрасли, которые могут между собой конкурировать. Поэтому, если мы будем рассматривать самый страшный, невероятный сценарий санкций, (которого я уверен на сто процентов не будет), если мы будем занавешены «железным занавесом» от всего Запада и Востока, то, конечно нашей космической промышленности будет очень непросто. Впрочем, так же как и им, но нашим будет тяжелее.
В прошлом Советский Союз и Америка находились в состоянии «холодной войны» и соперничества за право выйти в космос. Что нас побудило вести с американцами совместные космические проекты?
Дело в том, что со временем конкуренция в космосе, которая происходила в 60-е, 70-е годы – кто скорее, кто сильнее, кто быстрее и так далее, прошла. Сейчас все диктует экономические интересы, а экономические интересы диктуют то, что легче найти подрядчика за рубежом, чем самому с нуля разрабатывать устройство, узел, прибор, двигатель, ракету. Поэтому и спутники, и ракетоносители начали делать в кооперации, так как это дешевле. Соответственно и использовать их тоже стали не в целях одного государства, а в кооперации.
Данная экономическая ситуация естественна и со временем станет еще более необходимой для всех стран, занимающихся космической деятельностью. Потому что высокую стоимость космических проектов (например, проект освоения Луны, полет на Марс) ни одна страна в одиночку оплатить не сможет. То есть экономические условия диктуют необходимость сотрудничества между странами. Именно поэтому мы связаны с Америкой в области космонавтики и поэтому они не вводят санкции в этой области напрямую. Это слишком зависимая отрасль и дорогое направление международного сотрудничества.
Анна Анина
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).