«Электронная путёвка» как маркер основных проблем экономики России

24.01.2017 09:12

Не слишком добросовестные подрядчики и "серые схемы" - главный бич российской экономики. Дурацкая ситуация. Система, призванная покончить с «серыми схемами», сама стала их жертвой.



put

А счастье было так возможно…


Сначала цитата: «Создание информационной системы «Электронная путёвка» направлено на защиту интересов потребителей и недопущение кризисных ситуаций в туристической отрасли. Она призвана повысить прозрачность и безопасность рынка, стать инструментом контроля за выполнением туроператорами своих обязательств перед клиентами и помочь туристам избегать недобросовестных компаний. Благодаря системе россияне будут чувствовать себя увереннее при покупке туров, в отрасли снизится количество «серых» схем работы и связанных с ними рисков для потребителя», — Олег Сафонов, руководитель Федерального агентства по туризму.


Какие прекрасные, на сто процентов правильные слова! Вы уже предчувствуете какой-то подвох после такого начала? Правильно предчувствуете – речь пойдет о грандиозной «серой» схеме, в центре скандала с которой оказалась эта самая «Электронная путёвка».

Начнём, собственно, с того, что необходимость в переводе документооборота туристической отрасли на электронные рельсы назрела уже давно. Давно уже можно купить в интернете любой билет, любой товар, и почти любую услугу – почему бы не распространить это правило и на турпутёвки, чай, «не бином Ньютона»? Поэтому, следуя колеёй прогресса, в 2014 году в правительстве было принято решение создать подобную информационную систему.

Спустя год, казалось бы, всё шло отлично – фирма «Астерос» рапортовала о том, что бета-версия уже готова, более того – отлично себя показала при тестировании: «В ходе тестирования была обработана информация о более чем 40 тысячах туров и более 50 тысячах путевок с обезличенными персональными данными»Прошёл ещё год – и новости вовсе стали бравурными: система готова на 80%, пора её внедрять, готовьте ножницы для красной ленточки!

И вот тут-то… вот тут-то вскрылись безобразные вещи!

Вдруг выяснилось, что компания «Астерос» — как бы это помягче сказать… — не занималась разработкой системы «Электронная путёвка». Получив из казны почти 200 миллионов рублей, она предпочла нанять «негров» (культурно говоря, субподрядчиков) за треть этой суммы, а когда подошла пора расплачиваться – не заплатила им.

Субподрядчиком выступила еще одна IT-компания, ООО «Аэронавигатор». Ей было обещано 65 миллионов рублей за полную разработку системы «Электронная путёвка». Оставим этический вопрос: справедливо ли со стороны «Астерос» класть в карман две трети суммы заказа чисто за посредничество, это капитализм, чего уж там, просто – посмотрим, чем всё закончилось.

А закончилось вот чем. Месяц назад, в декабре 2016 года, чудо-система была готова к запуску, но компания «Астерос» почему-то не спешила оплачивать её разработку. Напротив, от приёмки работ её представители стали всячески уклоняться, срывая сроки, указанные в договоре. Когда же, таким макаром, сроки были сорваны – потребовали у «Аэронавигатора» неустойку за задержку. Тем ничего не оставалось, как написать письмо в «Астерос», ряд турфирм и федеральное агенство по туризму, описывающее ситуацию: «В приемке Системы («Электронная путевка», — прим. ред.) государственным заказчиком, назначенной по инициативе заказчика на 24 ноября 2016 года, в качестве представителей подрядчика по государственному контракту вместо работников АО «Астерос» участвовали сотрудники ООО «Аэронавигатор», поскольку именно ООО «Аэронавигатор» обладает необходимой компетенцией и выполнило основной объем работ по созданию Системы. Соответственно, АО «Астерос», с одной стороны, сдав работы по государственному контракту с помощью ООО «Аэронавигатор», с другой стороны, отказывая ООО «Аэронавигатор» в приемке и оплате работ и услуг, результат которых был сдан государственному заказчику, совершает злоупотребление правом с единственной целью причинения вреда ООО «Аэронавигатор» посредством необоснованного начисления неустойки и уклонения от оплаты работ и услуг».

Складывается неприятное впечатление, что «Астерос» собиралась просто «вымутить» у «Аэронавигатора» уникальный программный продукт на дармовщинку, да еще и угрожая исками и неустойками. А как красиво говорил их директор проекта: «Создание информационной системы «Электронная путевка» является для нас поистине беспрецедентным: это федеральный масштаб, уникальные для нашей страны отраслевые решения и социальная значимость проекта. Нам удалось проделать большую работу совместно с коллегами из Ростуризма».  Про «Аэронавигатор» во всём большом интервью – ни слова.

В итоге «готовый на 80% продукт» «Аэронавигатор» резонно посчитал своей интеллектуальной собственностью – ведь за него пока ещё не заплачено, и отказался передавать «Астерос». Парадокс ситуации в том, что Федеральному агентству по туризму нельзя, грубо говоря, взять продукт напрямую у его фактического разработчика, а придётся долго и муторно давить на «Астерос», чтобы там расплатились с субподрядчиком, получили от него систему, а потом отдали заказчику. А расплатятся или нет – вопрос неопределённого будущего. Дурацкая ситуация. Система, призванная покончить с «серыми схемами», сама стала их жертвой.



Григорий Игнатов


Закрыть

Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...

Загрузка...