Загрузка...

Эрдоган извинился. Что дальше?

28.06.2016 19:56

Не надо строить иллюзий: Турция никогда не будут нам «другом». Но ещё меньше резонов своими руками снова лепить из неё своего злейшего врага...

68aa925b6c

Сложно сказать какие именно методы привели турецкого лидера в чувство…


Россию снова назвали  «другом и стратегическим партнером».


Как говорят в народе: «В берлоге медведь сдох». Эрдоган написал письмо Путину, где заверил, что у Анкары: « … никогда не было желания и заведомого намерения сбить самолет, принадлежащий Российской Федерации», и вновь, после  полугода ссор назвал Россию «другом и стратегическим партнером Турции». Президент также отметил, что Анкара готова к любой инициативе «для облегчения боли и тяжести нанесенного ущерба» семье погибшего пилота Су-24.


В  июне Эрдоган уже направлял послание Путину, в котором пожелал, чтобы отношения между Москвой и Анкарой вышли на «заслуженный уровень». Тогда пресс-секретарь российского президента назвал документ «протокольным» и выразил сожаление отсутствием в нем «содержательных моментов».


Критика была учтена и теперь такие «содержательные моменты», по всей видимости,  появились.


Но надо сказать, что примиряющие жесты делал не только Эрдоган. Как только стала ясна бессмысленность дальнейшего нагнетания напряженности в отношениях  с Турцией, пошли нормальные сигналы и из Москвы (строго говоря из Афин, где шли переговоры с большими  друзьями турок,  греками):


«Мы слышим заявления со стороны Турции о желании возобновить отношения, мы тоже хотим возобновить отношения, так как не мы их разрушили. Мы делали все, чтобы на протяжении десятилетий вывести российско-турецкие отношения на беспрецедентный уровень партнерства и дружбы»  —  обозначил  обновлённую и куда более мирную  политическую позицию Российского  государства Владимир Путин.


Ответ из Анкары не заставил себя долго ждать:


«…Я хочу ещё раз выразить своё сочувствие и глубокие соболезнования семье погибшего российского пилота и говорю: извините. Всем сердцем разделяю их боль. Семью российского пилота мы воспринимаем как турецкую семью. Во имя облегчения боли и тяжести нанесённого ущерба мы готовы к любой инициативе» — говориться в переводе обращения Эрдогана.


Хотелось бы напомнить, что Эрдоган ещё в день катастрофы с самолетом пытался уладить вопрос по горячим следам: пытался дозвониться в Москву, а ответственность за приказ сбить самолёт тогда оперативно взял ни себя премьер Давутоглу. Погибшему летчику (которого убили не турецкие военные, а повстанцы) были оказаны военные почести, и этот жест турецкой стороны нельзя было не заметить.  Но дальше произошло то, что произошло: закусывание удил, шевеление желваками, санкции России, контрсанкции  Турции, и фактическая заморозка отношений- даже самых выгодных.


Сейчас, разумеется, возникнет спор насчет «трудностей перевода» послания Эрдогана. Спор, который я  предпочел бы обойти стороной, так как назавтра спорящие  не вспомнят даже, о чём они тут  спорили.  Есть  глубинные основы российско-турецких отношений, и на них и стоит опираться.


Прежде всего – это отношения двух (экс)-империй, веками находившихся в динамическом военно-политическом противостоянии. При этом упадок Турции как империи  куда больший чем ущерб России от распада СССР. Если Россия усохла вдвое, то Турция – в разы (чего стоит хотя бы потеря Египта и Сирии).


В какой-то момент Анкаре стало  понятно, что одновременно находится в конфликте с Россией, Израилем, Ираном,  Сирией, шантажировать ЕС беженцами и балансировать на грани конфликта с США по курдскому  вопросу – чрезмерно и недопустимо. Настал момент для разворота.


Зашедшая в тупик российская «газовая экспансия» на южном фланге и сирийская война,  которую не удалось выиграть просто бомбометанием, делом само по себе полезным, но недостаточным,  также требовала скорее  разрубить этот узел. Произошло то, что должно было произойти: стороны подумали о примирении. И слава Богу.


«Большой разворот» Турции касается не только России: почти одновременно Анкара уладила дела с Израилем по поводу гибели своих активистов, участников прорыва блокады сектора Газа и активизировала диалог с Ираном.


Как ни странно, вслед за этими событиями из публичного пространства, как по мановению волшебной палочки исчезли многочисленные странные люди которые  призывали «расправиться с Турцией», «преподать ей урок», «наказать», и так далее.


Горячие головы, не зная удержа,  предлагали «вылечить Турцию от османского комплекса». А турецкие горячие головы, разумеется — вылечить Россию от «имперского». И пока стороны мутузили друг друга, наши заокеанские заклятые  партнёры  удовлетворённо потирали руки. Ведь окружение России цепью враждебных ей стран – одна из явных целей политики Вашингтона в Евразии. Казалось бы, всё что способствует этой цели – это плохо для России, не так ли?  Тем не менее,  эта политика Госдепа зачастую  находит сторонников среди наших записных «патриотов».


Те же, кто последовательно выступал за политику добрососедских отношений с Турцией, за признание того факта, что в Сирии её интересы как минимум не меньше, чем интересы России, имеют глубокие исторические основания и их  следует учитывать, за переговоры и согласование позиций, за урегулирование вопроса с самолетом так, как всегда поступали великие державы в подобных случаях — дипломатическим путем, кто выступал  против санкций, и санкционной войны — награждались нелицеприятными эпитетами как недостаточно  патриоты.


Кажется, совсем недавно мы сами с умным видом обвиняли Европу, что санкциями она наказывает в большей степени саму себя? Это так!


Увы, чужая дурь своих не учит.


Не надо строить иллюзий: Турция никогда не будут нам «другом». Но ещё меньше резонов своими руками снова лепить из неё своего злейшего врага.


Патриотизм это не призывы к войне и конфликтам. Настоящий патриот – это тот кто умеет действовать прагматично, в интересах своего государства и своего народа.


И это, наверное, тот  главный урок, который мы должны извлечь из «турецкого досье».


Приложение:


Краткий список сбитых самолётов во время «холодной войны» вне боевых условий


В годы холодной войны  известно  множество эпизодов, когда иностранные державы сбивали наши военные самолёты, а мы — сбивали их. Напомним некоторые самые заметные события  этой войны в воздухе за послевоенное время.


Сбили мы:


6 ноября 1951 года патрульный самолёт P2V-3W «Нептун»  (США), выполняя разведывательный полёт с авиабазы Ацуги, Япония, сбит истребителями МиГ-15  над заливом Петра Великого в районе Владивостока.


13 июня 1952 года разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» (США), совершавший вылет с авиабазы в  Японии, сбит советскими истребителями МиГ-15  над Японским морем. По утверждению пилотов, нарушитель вёл по ним огонь.  Все 12 членов экипажа самолёта погибли.


13 июня 1952 года разведывательный самолёт DC-3A-360 «Skytrain» ВВС Швеции совершивший разведывательный вылет в район портов Вентспилс и Лиепая, был сбит над Балтийским морем  истребителем МиГ-15, погибли все 8 членов экипажа.


16 июня 1952 года летающая лодка PBY-5 «Каталина» ВВС Швеции , участвовавшая в поисках сбитого 13 июня шведского самолёта-разведчика DC-3,  была атакована советскими истребителями МиГ-15  и совершила вынужденное приводнение. Экипаж был спасён.


7 октября 1952 года разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» (США) был  сбит над южными островами Курильской гряды советскими истребителями Ла-11. Все 8 членов экипажа самолёта погибли.


29 июля 1953 года разведывательный самолёт RB-50G «Суперфортресс» (США), выполняя вылет с авиабазы Ёкота, Япония, сбит советскими истребителями МиГ-17 в районе острова Аскольда над Японским морем, 16 членов экипажа погибли.


4 сентября 1954 года патрульный самолёт P2V-5 «Нептун» (США), совершавший вылет с авиабазы Ацуги, Япония, был сбит советскими истребителями МиГ-15 и упал в море. Погиб один член экипажа.


7 ноября 1954 года разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» (США) сбит советскими истребителями  над Курильскими островами, один человек погиб


17 апреля 1955 года разведывательный самолёт RB-47E «Стратоджет» (США) сбит в районе Камчатки советскими истребителями МиГ-15. Погибли все 3 члена экипажа.


22 июня 1955 года патрульный самолёт P2V «Нептун» (США) был атакован советскими истребителями МиГ-15 над Беринговым проливом, после чего разбился на острове Святого Лаврентия, Аляска. Экипаж остался жив.


24 декабря 1957 года разведывательный самолёт RB-57 (США) сбит над Чёрным морем советскими истребителями. Экипаж погиб.


27 июня 1958 года транспортный самолёт C-118 (США) во время перелёта с авиабазы Висбаден (ФРГ) в Карачи (Пакистан)  вторгся в воздушное пространство СССР над Арменией, был подбит истребителями МиГ-17П  и  совершил аварийную посадку. Экипаж был освобожден.


2 сентября 1958 года  самолёт C-130A-II «Геркулес» (США), вылетевший с аэродрома Адана, Турция, сбит советскими истребителями МиГ-17. Все 17 членов экипажа погибли


1 мая 1960 года разведывательный самолёт U-2C (США), пилот Фрэнсис Пауэрс, сбит советской ПВО в районе Свердловска во время совершения разведывательного полёта.


1 июля 1960 года разведывательный самолёт ERB-47H «Стратоджет» (США), вылетевший с авиабазы в Великобритании и совершивший вторжение в воздушное пространство СССР из воздушного пространства Норвегии был сбит советским перехватчиком МиГ-19  над Баренцевым морем к северу от Кольского полуострова, 4 человека погибли.


27 октября 1962 года  в районе города Банес (Куба) расчётом ЗРК С-75 был сбит разведчик  U-2 (США). Лётчик погиб.


В мае 1963 года самолёт «Аэрокоммэндер» 560 (ВВС Ирана) сбит советским истребителем МиГ-17Ф.


28 ноября 1973 года разведывательный самолёт RF-4C «Фантом II» (ВВС Ирана) вторгся в воздушное пространство СССР в Закавказье. Перехвативший его истребитель МиГ-21СМ  совершил сверхзвуковой воздушный таран.


24 августа 1976 года пара истребители-бомбардировщики F-100 «Супер Сейбр» (ВВС Турции) вторглась в воздушное пространство СССР. Один из них был сбит советскими  ПВО.


21 июня 1978 года четыре транспортных вертолёта CH-47 «Чинук» (армия Ирана) вторглись в воздушное пространство СССР над Туркменистаном и были перехвачены истребителем МиГ-23  сбившим один вертолёт ракетами. 8 членов экипажа погибли.


18 июля 1981 года советский перехватчик Су-15ТМ совершил таран транспортного самолёта CL-44 (Аргентина), совершавшего  рейс со специальной миссией по маршруту Тель-Авив — Тегеран и  вторгшегося в воздушное пространство СССР над Арменией. Все 4 члена экипажа CL-44 погибли.


Считается, что в годы Холодной войны страны НАТО в мирное время потеряли в воздухе  27 самолётов и около 140 военнослужащих. Также, хотя обзор посвящен в основном потерям мирного времени, отметим что в ходе вьетнамской войны США потеряла около 3300  самолётов разных типов, в том числе 30 стратегических носителей  самолётов В-52, значительная часть которых сбита советскими силами ПВО.


Сбили нас:


8 октября 1950 года во время войны в Корее два истребителя-бомбардировщика F-80  США  вторглись в воздушное пространство СССР и атаковали аэродром «Сухая речка» в районе Владивостока. В результате налёта на земле было повреждено 8 самолётов  ВВС СССР,  жертв и пострадавших не было. США принесли извинения.


8 ноября 1956 года  над территорией Венгрии в районе острова Чепель зенитным огнем был сбит советский самолёт Ил-28, экипаж погиб.


17 июля 1964 года экипаж самолета «Ту-16р», находившийся в 200 км к востоку от побережья Японии, доложил об обнаружении американской авианесущей группы. После этого связь с самолетом прекратилась, самолёт не найден.


25 мая 1968  после обнаружения авианосца ВМФ США при неясных обстоятельствах разбился и затонул самолет «Ту-16р» (аналогичный недорасследованный случай  произошёл и  в 1980 году) .


30 июля 1970 года, в ходе  операции израильских ВВС (воздушной засады)  несколько советских истребителей МиГ-21 были сбиты израильскими истребителями.


2008  год в ходе операции над территорий Южной Осетии и Грузии в августе 2008 года потеряно  три штурмовика Су-25 и один дальний бомбардировщик Ту-22М3.


25 ноября 2015 года  турецкий истребитель F-16 сбил на границе Сирии российский самолёт Су-24, как минимум один лётчик погиб, предположительно от огня повстанцев.


Как правило, потери боевых самолётов не вели к  длительному ухудшению отношений между странами, и были затем  урегулированы по дипломатическим каналам.



Борис Борисов


Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...