В почтенном возрасте восьмидесяти трёх лет скончался ещё один выдающийся советский актёр из числа народных любимцев – Сергей Юрьевич Юрский. Пожалуй, наиболее яркий Остап Бендер, трагичный Груздев из «Места встречи изменить нельзя», дядя Митя из «Любовь и голуби» и исполнитель ещё полусотни ролей в кино и столько же – в театре, где он, помимо актёрских работы, был и режиссёром. Разносторонний и сильный талант.
И вот, кончина этого человека наталкивает на очень интересные мысли, которые можно назвать некрологом только отчасти.
Нюанс заключается в том, что Сергей Юрьевич был исключительно рукопожатным человеком – в том самом, современном, смысле слова. Юрский активно и искренне участвовал абсолютно во всех мероприятиях оппозиции – оппозиции в самом широком смысле: то есть, той части общества, которая уже много десятилетий считается обобщённо «либерально-антисоветской». Актёр не ленился выражать свою позицию по всем злободневным вопросам: от войны в Чечне, которую он требовал любой ценой прекратить, до петиций за освобождение всех – ну, правда, всех! – «узников режима» разной степени значимости – Ходорковского, Лебедева, Серебренникова, «Пусси райот». Не ленился лично ходить на пикеты против строительства того и этого, защищал права животных, прогуливался на «прогулках оппозиции», а присоединение Крыма называл «ужасным проявлением национального бескультурья», что было по-своему даже мило: в гуще геополитической и межнациональной перебранки вдруг употребляется такая интеллигентская лексика…
И вот теперь – к сути проблемы. Всё это абсолютно не мешает нам, ценителям хорошего советского кино и качественной актёрской игры, отдать дань уважения Сергею Юрьевичу и искренне сказать: да, он полностью расходился с нами во взглядах, но любим мы его – не за это.
И именно поэтому современная Россия – страна невиданной в мире свободы, такта, взаимной терпимости и уважения. Страна, в которой никакой «патриот» и в мыслях бы не подумал вдруг взять да и облить зелёнкой Юрского «за Крым». Страна, где никакой одиозный телеведущий типа Киселёва или Соловьёва никогда не стал бы устраивать сеанс «публичной порки» Юрскому за «неправильные взгляды». Страна, где никакие «активисты» никогда и ни за что не сожгли бы ему машину, не разбили окна, не сорвали премьеру спектакля.
Вероятно, все и так уже поняли, в отличие от чего: от Украины, от западных стран, где слаженными кампаниями «единодушного осуждения» запрещают независимые СМИ, от США, где даже правосудие работает крайне избирательно для политических противников.
Но остаётся ещё один вопрос: а как вели бы себя идейные сторонники самого Сергея Юрьевича, если бы они получили ту общественную поддержку и государственную власть, которой они сейчас не имеют? Проявляли бы они такую же терпимость к своим идейным оппонентам?
«Леонид Велехов: А сегодня Сталин в нашей жизни присутствует?
Сергей Юрский: Колоссально присутствует, но уже как миф. Сейчас Сталин – это пароль. Сталина любишь – тогда я с тобой, или, наоборот, Сталина любишь – тогда я не с тобой».
Абсолютно бинарное, строго дихотомическое мировоззрение. У человека – умного, тонкого, культурного человека – даже не возникает мысли, что Сталина могут любить и те, с кем у него найдётся много общего. Нет! Вместо этого – поистине религиозное деление. «Ортодоксы» и «еретики», «иудеи» и «язычники». И говорится всё это – только не смейтесь! – в программе под названием «Культ личности». То есть, когда культ какой надо личности – тогда это хороший культ, а если культ плохой, неправильный личности (Сталина, например) – тогда ай-яй-яй!
Стали бы все эти прекрасные борцы за плюрализм и права человека в своей «новой прекрасной России будущего» давать эфирное время авторским программам Киселёва, номинировать на премии книги Прилепина, разрешать концерты Жанны Бичевской или Михаила Елизарова? Почему-то очень сильно кажется, что нет, ни за что.
И в этом главное отличие «нас» и «их». Мы – за свободу и плюрализм. Они – за либеральную диктатуру. Мы принимаем и признаём право человека отличаться во взглядах и не путаем его политическую деятельность с творческой. Они – всегда ставят политику во главу угла. Мы – за диалог. Они – исключительно за монолог, монолог догматический и узколобый, полный штампов и стереотипов насчёт истории, культуры и экономики. В конечном счёте, потому они всегда и проигрывают – негибкость и предсказуемость никогда не приводили к победе где бы то ни было.
И мы ещё раз выражаем свою искреннюю скорбь по почившему замечательному актёру. Покойся с миром, Сергей Юрский! Мы к тебе не имеем никаких претензий. В отличие от живого тебя – к нам…
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).