
Считанные часы остались до начала референдума Шотландии из состава Великобритании – мероприятия широко разрекламированного мировыми и менее известными иностранными СМИ. О том, какой выбор сделают шотландцы, мы все скоро узнаем – будь то сокрушительное для Англии «да» или спасительное для Соединенного Королевства «нет».
Интереснее сейчас другое – что именно пишет зарубежная пресса о судьбоносном для всего Евросоюза шотландском демарше. Особенно, если вспомнить, как год назад эти самые издания предпочли «политкорректно» промолчать, пока Исландия пыталась всеми правдами и неправдами выйти из Евросоюза, а весной этого года, признав законным переворот в Киеве, категорически не признавали результаты референдумов в Крыму, ДНР и ЛНР.
Самая автономная часть Британии
«Когда вы, народ Шотландии, возьмете бюллетени для голосования, вы напишете будущее Великобритании несмываемыми чернилами. Речь идет об историческом решении: пути назад не будет», – написал в Facebook премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон неделю назад. – «В составе Британии вы можете пользоваться двойными преимуществами. Шотландия получит больше полномочий, и при этом вы останетесь частью Соединенного Королевства – гордой державы, способной обеспечить нам всем более безопасное будущее и предоставить больше возможностей нашим детям, внукам и еще не рожденным поколениям наших потомков. Это следующая глава нашей истории, и мы можем написать ее вместе, но только если Шотландия на следующей неделе скажет «нет» на референдуме».
Надо отметить, что Шотландия сегодня уже является наиболее автономной из всех остальных частей объединенного королевства территорией. На ее территории действует собственный парламент, работает собственная правовая и церковная система. При том Лондон сегодня готов дать своему вассалу дополнительные и, надо сказать, крайне заманчивые привилегии – в обмен на отказ 51% местного населения, намеренного проголосовать за выход из состава Англии. Бонус представляет из себя финансово-экономические поблажки для Эдинбурга – консерваторы, лейбористы и либералы из Великобритании единогласно готовы наделить шотландский парламент большей самостоятельностью для того, чтобы страна имела возможность лавировать в нынешних реалиях и сложностях.
«…лейбористам будет гораздо труднее сформировать правительство в Вестминстере без шотландских мест», – пишет Джонатан Фридланд в The Guardian. – «Разве концепция 21 века не предполагала наличие взаимозависимости, при которой страны должны сотрудничать друг с другом? Разумеется, правые представители тори и Партия независимости Соединенного Королевства настаивают на исключительности суверенитета, утверждая, что его нельзя ни с кем делить. Но до настоящего момента Великобритания представляла собой редкий эксперимент совместного суверенитета, в рамках которого входящие в его состав государства делили между собой все риски и ресурсы. Победа сторонников независимости положит конец этому эксперименту, объявив его неудачным».
51% желающих независимости
7 сентября исследовательская компания Yougov опубликовала в Sunday Times результаты социологического исследования. Впервые за минувшие четыре года, то есть с начала подготовки референдума, доля шотландцев, намеренных поддержать выход их родины в «свободное плавание»- 51% против 49%.
«Всего месяц назад отрыв составлял 22% в пользу сторонников нынешнего порядка», – отмечает BBC. – «До сих пор преобладало мнение, что большинство шотландцев хочет дальнейшего расширения автономии, но не готово поддержать идею полного суверенитета. По оценкам наблюдателей, сторонникам независимости удалось улучшить свои позиции благодаря обращению к молодежи, которой они обещают конституционное закрепление права на бесплатное высшее образование и занятость, а также снижение возраста голосования с нынешних 18 до 16 лет».
Правда, вышеупомянутый Кэмерон тогда прокомментировал данные результаты опроса так: «только голосование имеет значение». Буквально накануне референдума он же добавил следующее: « Мы должны хорошо представлять себе, что это решение будет необратимым, что повторения референдума не будет. Если жители Шотландии проголосуют за независимость, Британия окажется расколотой, и мы двинемся в будущее разными путями. Когда настанет день голосования, люди должны сознавать, что они голосуют не просто за себя, а за своих детей и внуков, за грядущие поколения. В пятницу наши люди могут проснуться в другой стране».
С виду вполне даже мирные речи Кэмерона, правда, шотландские политики склонны расценивать как «запугивание населения». С такими обвинениями английской стороны в минувший понедельник выступил первый министр Шотландии Алекс Салмонд.
Без Шотландии не будет… ЕС?
Лондонский колумнист Питер Померанцев «нетривиально» подошел к вопросу о том, что потеряет его Великобритания, в случае если Шотландия таки выйдет из ее состава. «Я — иммигрант в первом поколении, и могу быть британцем, но не англичанином… Это будет уже вторая страна, которую я потеряю. Первой был СССР. Я не жалею о его участи… – пишет он в London Review of Books. – «… Англия с Шотландией могут разорвать свой союз: их страна — их выбор. Но я намерен сохранить Великобританию лично для себя. Я никогда не найду другого образа, который так бы мне подходил. В обрубке Южной Британии мне будет тесно».
Если же серьезно, то первое, что теряет Великобритания в случае выхода из нее шотландской территории, – членство в ЕС. Ведь именно шотландцы составляют большую часть населения Соединенного королевства, которые поддержали в своем большинстве вхождение государства в Европейский Союз. Правда, при том, новоявленная в истории искусственная интернациональная валюта на английских, шотландских и прочих землях не функционирует до сих пор. И вполне вероятно, что Англия отправится вслед за Исландией. Правда, первой вряд ли грозит экономическая блокада, в которой существует на территории Европы вторая страна.
Помимо конца политической карьеры трогательно говорящей головы с всемирно известным именем Дэвид Кэмерон, которая состоится вместе с потерей Шотландии в качестве вассала, по всей Европе начнутся аналогичные процессы. Испанские Галисия, Каталония, Андалусия и Валенсия, бельгийская Фландрия, французские Корсика и Бретань. Странно, что среди французских «протестующих» нет активно восставших от гнета гасконцев. Также в списке потенциальных угроз состоят: итальянские Сицилия, Венеция, Южный Тироль и Сардиния, в Польше – это Нижняя Силезия… Список продолжать можно долго. В итоге же Европа имеет все шансы погрязнуть в сепаратистских войнах – ведь образцово-показательный либеральный и политкорректный настрой в Шотландии есть прямое руководство к действию в вышеперечисленных «спорных» вассальных территориях Евросоюза.
«Стремление каталонцев обрести суверенитет в европейских институтах встречалось до сих пор молчанием, которое говорило больше любых слов. Но после выборов, если Юнкер станет президентом Еврокомиссии, позиция Европы может ужесточиться. Все большую популярность приобретает, например, теория о том, что, если Шотландия отделится от Великобритании, то Великобритания выйдет из Евросоюза, и тогда все побегут врассыпную», – отмечает журналист испанского издания El Pais.
Пожелаем народу Шотландии мудрости и мужества в этот непростой день.
Александра Хасанова
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).