История одной провокации – татарские претензии к Зулейхе Хаматовой

Все в общем и целом знают, в чём состоит волшебная сила искусства – а вот кто знает, в чем заключается волшебная сила бездарности? Ведь, казалось бы, никаких шансов у бездарности нет, чтобы стать услышанной: ни художественной силы, ни таланта, ни ума, ни стиля… ан нет, есть! Есть сила и у бездарности – зычная, громкая. Называется – «СКАНДАЛ»!

О том, какой чудовищный пример беспросветной графомании представляет собой книга Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза», мы уже писали. И как, если трезво размышлять, можно было снять по очень плохой книге хотя бы умеренно неплохой сериал? Разумеется, никак.

Однако факт налицо – сериал, который только-только вышел в эфир и в интернет, обсуждают все. Секрет простой: он спровоцировал свою популярность запредельным, невиданным ранее уровнем скандальности! Причём скандальности, что бы кто ни подумал, не в хорошем смысле («Смело! Дерзко! Непривычно!»), а в самом пошлом и плохом.

Давненько, давненько наш кинематограф не выдавал такого концентрированного шлака – пожалуй, со времён «Сволочей», «Штрафбата» и «Утомлённых солнцем – 2». Но и шлак бывает ведь разным: продуманным, концептуальным – и случайным, безалаберным, тупым. «Зулейха открывает глаза» успешно совмещает в себе оба варианта!

Слышите эти имена и фамилии? Ничего знакомого не узнаёте – ну хотя бы мелькавшего периодически в новостях? Что ж, вот подсказочка:

Талгат Таджуддин – верховный муфтий РФ;

Равиль Гайнутдин – председатель Духовного управления мусульман РФ;

Шигабутдин Марджани – крупнейший татарский богослов XIX века, мухтасиб Казани, имам первой казанской мечети;

Умар Идрисов – первый председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области;

Жафяр Пончаев – бывший председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга;

Габдессалям Габдрахимов – видный оренбургский муфтий XIX века;

Мухамедьяр Султанов – также видный оренбургский муфтий XIX века.

Создатели сериала наделили заключённых именами выдающихся духовных деятелей прошлого и современности, причём, что совсем уж ни в какие ворота не лезет, часть из них ещё живы! Знаете, даже от американцев, даже от эквадорцев каких-то сложно ожидать, чтобы они при съёмках какого-нибудь «фильма про ГУЛАГ» сняли бы перекличку с «Кириллом Гундяевым, Алексием Ридигером, Серафимом Саровским и Константином Победоносцевым». А тут «свои» подсуетились! Видимо, решили, что никто в России не в курсе, кто такие Талгат Таджуддин и Равиль Гайнутдин.

Но вот сюрприз – нашлись такие знатоки! В их числе оказался, например, муфтий Москвы Альбир Крганов, написавший открытое письмо в правительство РФ. Интересно, Рамзан Ахматович подключится?

В команде сериала осознали весь масштаб провала и не нашли ничего лучше, чем оправдываться: «Художники по реквизиту для создания этой сцены просто искали популярные татарские имена». Художники по реквизиту писали сценарий!!! Отличное чувство юмора у ребят, и, кажется, им неоднократно задерживали зарплату… Окей, а если бы там появились Абу-Бакр аль-Багдади и Мохамад Абдул Рахман аль-Мавли аль-Салби? Имена-то «мусульманские», «пипл схавает»… Правда, потом ФСБ придёт. Если кто не понял – это лидеры того самого, Запрещённого Государства.

Уже, собственно, на этом месте можно стремительно седеть, но это далеко не конец. Кроме идиотизма случайного, тут есть не менее забористый идиотизм концептуальный!

Ну, про сцену секса в мечети, которая ОЧЕНЬ не понравилась всем мусульманам, уже даже как-то говорить не хочется. А вот как насчёт другого момента – с грязью. Да, самой обычной, на этот раз, почвенно-земляной.

«Это Казань. Центр города. Знаменитый Казанский Университет – один из старейших университетов России. Весьма узнаваемое место. Это я неказанцам объясняю. Здесь обязательно нужно объяснить, что происходит. Нет, у нас в Казани не грязно! Улица возле университета нормальная, асфальтированная и чистая. Всю эту грязь привезли сюда и раскидали специально для съемок фильма. Называется «Зулейха открывает глаза». По одноименному роману Гузель Яхиной. Режиссер Егор Анашкин. В ролях: Чулпан Хаматова, Сергей Маковецкий, Елена Шевченко, Александр Баширов…

Вот этой грязи тут не было. В те самые времена – не было!

Еще в XIX веке улица имела мощение. Здесь было чисто.

И во время революции было чисто. И трамвай по улице бегал.

И в 30-е годы, и в военное время – было чисто.

И когда Гагарин полетел – было чисто.

И позже.

Но вот наступил XXI век – век высоких технологий! И сюда привезли грязь. И размазали по улице, и сами перемазались. Специально, чтобы снимать исторический сериал-эпопею, правду жизни. Про свое прошлое, где грязи не было. Понимаете?

Не было вот тут грязи! А в фильме – будет».

Понимаем, как не понять! В фильме вообще будет очень много всего, чего не было в реальности! Вот то уже – идиотизм концептуальный.

И вершиной этой «концепции» является настойчивое, навязчивое желание Гузели Яхиной и создателей сериала во главе с исполнительницей главной роли Чулпан Хаматовой как можно сильнее нагадить на оба народа – участника событий: и на русский, и на татарский. Русские – все изверги, татары – все дикари. Одна Гузель Яхина – Красивый Общечеловек в Белом Пальто!

Разумеется, представители обоих народов не могли этого не почувствовать. О реакции русской части интернета можно много не распространяться, но интересна реакция самых татарских татар, националистов, которые, КАЗАЛОСЬ БЫ, в теории должны были бы приветствовать осуждение «репрессий татарского народа». Но нет, у татарских активистов – своя, правильная книга с «Зулейхой» в названии, которая от яхинской резко дистанцируется: «”Зулейху” Гаяза Исхаки невольно сравнивают с книгой Гузель Яхиной “Зулейха открывает глаза”. Порой даже путают как эти два произведения, так и их героинь. Напомню, что, несмотря на всевозможные литературные премии, роман Яхиной получил крайне неоднозначную, зачастую весьма негативную оценку в татарском мире. Например, известный литературный критик Миляуша Хабутдинова в своей рецензии пишет: “Книга не явила читателям татарский мир во всем его многообразии, не подарила праздник татарского духа. Каждая страница пронизана духом искусственности и дышит фальшью”. Отчасти поэтому, говорят татарские активисты, мы и издаём правильную “Зулейху”».

Скандалом можно получить известность, но не заслужить признание. Да и известность скандальная – дурнопахнущая и недолговечная.


Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

4 thoughts on

История одной провокации – татарские претензии к Зулейхе Хаматовой

  • Федор

    Хватило на 10 минут. дерьмо, как и подобные сегодняшние сериалы. но душок здесь…. от автора книги, до режиссера… явно крышу рвёт. живы еще люди, кто пережил это время. и кроме вас- придурков- знает об этом не понаслышке.

  • Александр

    “Правда жизни” без чувства меры и уважения – это ложь и грязь. Если, условно скажем, поставить камеру в яму лагерного нужника и направить объектив в верх на отверстие, тоже будет правда жизни…

  • Марина

    Грязь – это “наше все” российского кинематографа, вспомните Викингда, где грязища даже на драккарах

  • Алексей

    Антисоветчина равно русофобия – они уже 30 лет, как антисоветчина равно русофобия. Жоржик Сорос может идти на отдых, учебники его фонда сработали, соросята встали на ноги. Пора на покой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Правила использования материалов

Информационные тексты, опубликованные на сайте jpgazeta.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов ЖП требует письменного разрешения редакции ЖП. При любом цитировании материалов на серверах сети Интернет активная ссылка на газету «Журналистская Правда» обязательна. 18+

© 2020 ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАВДА 18+