Загрузка...

Продавцы войны – 3

16.08.2013 10:50

Одна постановочная видеосъёмка спровоцировала демонизацию сербского народа и «благословила» натовскую агрессию против Югославии


югославия и нато


СКЕЛЕТ С ОБЛОЖКИ


Что такое пропаганда? Это человек, которому вы верите. Если плакатный герой реалистичен, вы готовы сопереживать ему, идти за ним, умирать ради него. Если роль исполнена талантливо, она превращается в символ, в икону – и затмевает любую логику и любые факты.


В прошлый раз вы увидели, как одна юная кувейтская врунья, выдавшая себя за свидетеля жуткого преступления, спровоцировала целую войну. Не её действия – там трудилось целое PR-агентство, – но её медийный образ. Мы обещали продолжение. Вот оно, знакомьтесь: Фекрет Алич.


Так зовут костлявого несчастного за колючей проволокой, в окружении возмущённых мужчин, на обложке «Тайм». С заголовком «Должно ли это продолжаться?». С отсылом к статье о Балканах.

Не беспокойтесь, сейчас с ним всё хорошо: женился, проживает в Дании… В отсылке, кстати, упущение. Там говорится о «мусульманских пленниках в сербском лагере для интернированных».


Чуть позже, когда этот видеокадр облетел весь свет, западная пресса скорректировала огонь своих батарей. «В сербском концентрационном лагере» – стала писать она.


А что, не видно разве? Измождённая жертва. Колючая проволока. Полуголые люди. Барак на заднем плане. Что вам ещё-то нужно? Всё ещё сомневаетесь? Вас бы туда!


Изображение это – а вместе с ним и репортаж британской компании ITN, откуда оно было взято, – не просто ошеломили зрителя. Они создали основу для демонизации боснийских сербов и всей Югославии. На эту картинку тысячи раз ссылались. Она превратилась в общее место, в доказанный факт «геноцида». Под неё была подвёрстана безумная PR-кампания, в которой сербы прямо приравнивались к нацистам Третьего рейха. Немедленно всплыли знакомые символы: Освенцим, Бухенвальд, «окончательное решение вопроса».


О сербских концентрационных лагерях заговорили в верхах. Маргарет Тэтчер немедленно вспомнила о холокосте. В день телерепортажа ITN о них разразился спичем Джордж Буш-старший. Его конкурент за власть и будущий президент Билл Клинтон на основании картинки с обложки «Тайм» потребовал от Буша немедленно разбомбить боснийских сербов. Чуть позже тот же Клинтон, с той же риторикой, обрушил на Югославию всю военную мощь НАТО.


Очернение сербов – не пустые слова. Весь Гаагский трибунал был основан на презумпции виновности сербских военных, доказательством чему служила и эта картинка. Целая страна ушла в небытие: сербы лишились Косова, от них отвалилась даже Черногория, их боснийские братья потеряли всё – а в начале всего этого стоял один-единственный кадр из репортажа ITN.


Неужели ложь?! Ложь.


НЕЧАЯННАЯ УДАЧА


5 августа 1992 года группа британских телевизионщиков во главе с Пенни Маршалл с канала Independent Television News (ITN) добралась, наконец, до местечка Трнополье на севере Боснии и Герцеговины, раздираемой в то время в войне всех против всех, межэтническом конфликте сербов, хорватов и боснийцев. В предыдущие дни дела у группы шли неважно. Редакционное задание формулировалось чётко – без репортажа о «лагерях смерти» не возвращаться.


Дело в том, что в конце июля об этих самых лагерях написали в сначала Мэгги О’Кейн в британской «Гардиан», а затем Рой Гутман в американском «Ньюсдей». Англосаксонская пресса не может лгать, поэтому срочно требовался соответствующий видеоряд, который отмёл бы любые сомнения в правоте журналистов. Но лагерей нигде не было. Кроме того, всю дорогу британцев сопровождали сербские военные и телевизионщики (собственно, сербская сторона и организовала эту поездку, дабы показать миру ситуацию в крае), и это вселяло мало надежд на удачную находку.


Трнополье было последним шансом телевизионщиков – но и здесь их ждала, казалось, неудача. Лагерь был, в избытке были и боснийские мусульмане. Но на смертников они никак не походили. В разговоре с немногими англоязычными никаких ужасов не прозвучало: никого тут не били, кормили сносно, еду получали от сербов или прямо от родственников. Да и сам лагерь больше всего был похож на фильтрационный пункт для беженцев: кого-то проверяли на предмет участия в боевых действиях, другие сами рады были остаться здесь, чтобы спастись от ужасов войны и, кроме того, не попасть в отряды боснийских боевых командиров.


Хуже всего обстояло дело с антуражем. Поскольку под лагерь использовались какие-то хозяйственные постройки, заборчик тут был. Но это была обычная сетка-рабица высотой в метр двадцать. Естественно, ни вышек, ни газовых печей. На Дахау никак не тянуло. Телегруппа облазила весь лагерь в поисках «ужасов нацизма», но ничего не было.


И здесь оператора Джереми Ирвина осенило: вплотную с лагерем находилось нечто вроде нашего МТС, в древние ещё времена ограждённое забором всё с той же рабицей и парой рядов колючей проволоки. Остальное было делом техники: съёмочная группа вошла внутрь этого ограждения и начала снимать людей из-за колючей проволоки.


Жара, волнение, отчаяние, сотни усталых людей. Рядом работают телевизионщики: холёные иностранцы. Усталые люди гурьбой идут к ним. Глядят в камеру. Ведут беседу. Здороваются через сетку, опираясь на нелепую проволоку. Улыбаются. Где-то рядом ходят солдаты, снимает сербское телевидение. Они и не подозревают, что в шаге от них творится история. Что они уже обречены.

И тут – новая удача. Сквозь толпу боснийцев прямо на камеру выныривает страшно изможденный человек. Он не похож на остальных, иные из которых прямо-таки пышут здоровьем. Кожа да кости. Снимай-снимай же! Крупно, ребра его снимай! Теперь проволоку! Теперь лицо! Ещё, ещё! Вот и всё, дело сделано.


Затем была студия в Будапеште, монтаж, слезоточивый закадровый текст, отправка материала в Лондон… И заголовки британских газет: «Доказательство: за колючей проволокой жестокая правда о страданиях в Боснии» – с таким заголовком вышла уже 7 августа Daily Mail. И дальше, в тексте: «Некоторые сцены напоминают чёрно-белые кадры из фильмов о нацистских концентрационных лагерях». Образ готов! И пропагандисты приступили к работе.

…ТЕМ ХУЖЕ ДЛЯ РЕАЛЬНОСТИ


Впрочем, случались и досадные накладки – типа той же отсылки с обложки «Тайм» или, скажем, статьи репортёра Эда Вулльями, сопровождавшего телевизионщиков. 7 августа 1992 года в «Гардиан» он поделился увиденным с читателями. По недоразумению, ему не удалось посмотреть готовый телематериал коллег, и, видимо, поэтому он прямо написал: «Трнополье нельзя назвать концентрационным лагерем». После чего поведал историю семьи Горнич, которая добровольно пришла сюда, чтобы спастись от голода и укрыться от ужасов войны: «Никакого насилия против нас не применяется, тут только жарко и воняет». И ни слова про колючую проволоку во всей статье – лишь свидетельство всё о той же сетке-рабице.


В следующем абзаце – новый свидетель из Трнополье. Сана, 13 лет. «Я воевала на стороне мусульман. Они обычно выставляли нас вперед перед началом боя. Мне было так страшно, что я бежала в сербскую часть деревни, чтобы прийти сюда. Мне до сих пор не по себе, но сейчас я чувствую себя в большей безопасности».


Третий свидетель, Азмир, рассказывает, как сербская милиция пришла за ними в деревню Ризвановичи, чтобы увести от обстрелов с мусульманской стороны – так он оказался в Трнополье. Может ли он уйти из лагеря? Да, если за ним придет кто-то из родственников или он сам предъявит документы, доказывающие его гражданский статус. «Но как же мне это сделать?» – вздыхает Азмир.

Вы всё поняли? Вот так выглядит «лагерь смерти». Бухенвальд, Треблинка, а теперь и Трнополье. И не беда, что «не похоже» – маховик пропаганды уже раскручивался вовсю. Тема «геноцида» и «ужасов нацистских концлагерей» не сходила со страниц прессы, не утихала в теленовостях…


Не все в это поверили, конечно. Нестыковки в истории про «концлагерь Трнополье» привели, в частности, к появлению двух нашумевших публикаций в западных СМИ. Одну из них подготовил французский журналист Жак Мерлино – в апреле 1993-го он умудрился взять интервью у некоего Джеймса Харффа, директора американского PR-агентства Ruder Finn. По признанию Харффа, в начале 90-х его фирма представляла интересы правительств Хорватии, Боснии и теневого кабинета в Косово.


Размах работы конкретно «по Боснии» (контракт между боснийским правительством Изетбеговича и Ruder Finn был подписан 23 июня 1992 года) зашкаливал: агентство организовывало встречи на высшем уровне, в его лоббисты попали 17 сенаторов США, New York Times, the Washington Post, USA Today, the Wall Street Journal и прочая пресса публиковала подготовленные передовицы «на тему», каждый боснийский чих тут же рассылался по факсу на 300 адресов по мировым агентствам и т. д.


В интервью французу Харфф признался: «Наша работа не заключается в проверке информации. Наша работа – ускорить циркуляцию выгодной нашему клиенту информации, чётко целясь. Мы представили сербов нацистами Второй Мировой и попали в десятку, в цель! Сразу заговорили об этнических чистках, о газовых камерах Освенцима…» Впоследствии, правда, Харфф отрицал сказанное.


ТОНКОСТИ ПРАВОСУДИЯ


Ещё веселее вышло с другой публикацией. В 1997 году немецкий журналист Томас Дайхман опубликовал в британском издании LM (бывш. Living Marxism) целое расследование о фальсификациях телеканала ITN в сюжете о лагере в Трнополье – статья называлась «Картинка, одурачившая мир». Немец даже лично съездил в то местечко, чтобы поговорить с жителями и собственными глазами увидеть остатки проволоки.


На карту была поставлена репутация «свободной прессы» Англии. Телевизионщики подали на марксистский журнал в суд за клевету и в марте 2000-го выиграли дело, полностью разорив издание, – с тех пор данное обстоятельство упоминается в британской прессе всякий раз, когда кто-нибудь пытается возвысить голос в защиту Югославии и отрицать существование «сербских концлагерей».


Однако весь нюанс заключается в том, что судья Морланд, который вёл процесс, признал, что никакой колючей проволоки вокруг лагеря в Трнополье не было, и прямо заявил по итогам слушаний: «Очевидно, тележурналисты ошибались, когда думали, что сами не окружены старым забором с колючей проволокой… Но дело вовсе не в этом!» А в чём же? Всего лишь в том, что журналу LM не удалось доказать присяжным, что телевизионщики из ITN лгали намеренно! Вот чего требовало от них британское правосудие.


Не получив достаточных доказательств этого, судья присудил победу телеканалу, юристы которого в итоге вытребовали с нищего журнала аж 600 тысяч фунтов стерлингов «компенсации». После этого желающих и дальше оспаривать «истину» трнопольского телерепортажа ITN в Соединённом Королевстве, да и на всём Западе, не нашлось.


Срежиссированная видеосъёмка с одним-единственным стоп-кадром. Лавина сфальсифицированных обвинений. Циничный пиар-заказ на возгонку «ужасов сербского нацизма». Нелепое решение британского суда… А на выходе – гибель целого государства и неисчислимые страдания непокорного народа: оболганного, проклятого, осуждённого на роль «садистов» и «палачей». Вот так и делается история.


Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...