Какая проработка направлений развития экономики требуется региону с отраслевой зависимостью, показано на примере Кузбасса (Кемеровская область) как центра добычи угля. В 2018 году была предложена долгосрочная стратегия развития региона.
О том, в каких регионах идет отраслевое развитие «Журналистская правда» обсудила с Генеральным директором Центра развития региональной политики (ЦРРП) Ильей Гращенковым.
«Практически все, что находится за Уралом так или иначе зависит от сферы производства, так как еще в советское время эти регионы появились как придатки для разработки полезных ископаемых и поставки на заводы.
Дальний Восток
Все, что находится на океане, завязано на рыбную экономику: Сахалин, Камчатка, Приморский Край по большей части ориентирован на логистику рыбного промысла. Камчатка, Вилючинск – это база подводных лодок. Все территории Дальнего Востока локализованы по определенному признаку: военный и добывающий потенциал.
В Амурской области находится Космодром Восточный, агломерация Новосибирска и Академгородка – достаточно пустынные регионы. На территориях Омска находятся военные оборонные заводы. На Урале находятся крупные производственные центры: в Нижним Тагиле и Первоуральске. Как и Кузбасс, регион привязан к одной точке, от которого зависит вид отрасли. Основой этих территорий является производство и добыча.
В Центральной России совершенно другой принцип хозяйствования. Опора идет на развитие полноценного региона.
Читайте «Журправду» в нашем телеграм-канале
Диверсификация экономики
Ярким примером диверсификации экономики является Камчатка. Ведутся попытки ухода от рыбодобывающей отрасли в сферу туризма. Идет строительство отелей, крупных горнолыжных курортов. Также строительство терминала СПГ, которое позволяет вести раздачу судов на азиатско-тихоокеанский регион.
Хабаровский край и Амурская область стараются развивать отношения с Китаем и делать ставку на привлечение китайских инвесторов. Исключительно в рамках внутренней экономики. Бурятия активно развивается в сфере производства и туризма. Иркутская область своим производственным потенциалом схожа с Кузбассом (Кемеровской области). Если уйти с Дальнего Востока и Сибири, то Пермский край показал культурологический рост. Не так давно была попытка провести культурную революцию и из добывающего региона сделать культурную столицу.
Все регионы ПФО активно пытаются перейти от чисто производственного потенциала. Особенно это прослеживается в Татарстане, Башкирии, Нижнем Новгороде. Раньше они были сосредоточены на объектах Роснефти, Росатома или еще чего-то, то теперь там широко развивается бизнес.
Краснодарский край, Сочи, Ставрополье активно развивают туризм.
В общем-то кроме развития внутреннего туризма, особо не вижу серьезных попыток диверсифицироваться. В основном, множество регионов направлены на переориентацию той части экономики, которая на сегодняшний день находится под контрсанкциями».
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).