Загрузка...

Коллекторы, микрокредиты и Ответственное Правительство

06.02.2016 21:40

«Братков девяностых» сменили «коллекторы», но методы, по сути, не изменились: шантаж, запугивание, подлог, угрозы насилием, и само насилие

bk


Преступление, совершенное в Ульяновске, где пару недель назад коллектор работающий на фирму по выдаче микрокредитов, выбивая фиктивный долг  поджег дом с двухлетним ребенком  потрясло страну и ненадолго открыло глаза федеральным  средствам массовой информации. Сразу же посыпались десятки сообщений  о всё новых и новых случаях криминального беспредела со стороны коллекторов, как будто до этого не было ясно, что  у нас  России по сути  легализована целая сеть преступной деятельности получающая свои сверхдоходы криминальным путем, создан спрут, опоясавший  всю страну. Чтобы понять масштаб проблемы надо представлять, что есть регионы России где примерно треть всего населения должны этим бравым ребятам  денег.


Это тяжкое преступление вскрыло сразу две  проблемы современной России, прояснило для несведущих тесную связку двух бандитских, и действующих  совместно структур: «микрофинансовых» бандитов-ростовщиков, навязывающий населению кабальные сделки, и бандитов-вымогателей, шифрующихся  у нас под видом «коллекторов».


По сути, и то и другое является узаконенным преступлением. Вопрос же заключается,  что с этим делать.


Одно из самых важных пожеланий нас, как граждан и избирателей к своим руководителям звучит довольно просто: они должны быть ответственным правительством. То есть не просто группой лиц, обличённых властью и  полномочиями, властвующими над гражданами, но и органом, способным брать на себя ответственность и — главное — отвечать за последствия своих  действий и решений. Правительство безответственное перед народом, не отвечающее за последствия проводимой политики —  не имеет права на существование, во всяком случае. в рамках нормального  республиканского строя.


И  вот тут, в этой чувствительной области у нас далеко  не всё в порядке. Более  того — безответственность в прямом смысле этого слова настолько въелась в обычную поведенческую матрицу российской  власти, что является у нас фактической нормой, а призывы к власть имеющим наконец ответить за результаты проводимой ими  политики  – стали у нас, увы, почти аналогом  «антигосударственной деятельности» и опасным вольтерианством.


Приведу лишь несколько примерок таких ситуаций, когда государство имея все возможности решить вопрос в интересах граждан  последовательно избегает таких решений. В некоторых случаях этому «сопротивление очевидному общественному  благу» (и попутная защита очевидного зла)  может продолжаться десятки лет.


Коллекторы: невидимая война


Сожженный коллекторами мальчик  — лишь эпизод в идущей невидимой криминальной войне.  «Братков девяностых» сменили «коллекторы», но методы, по сути, не изменились: шантаж, запугивание, подлог, угрозы насилием, и само насилие. Но тут есть важный момент.  Технология бандитского выбивания денег и имущества всегда включали в себя элемент «развода»: вначале надо было «развести лоха на деньги», создать действительный или фиктивный долг, или вину, а затем,  по беспределу, можно было отнимать всё, что можно отнять.


С появлением микрофинансовых организаций этап «развода лоха»  упростился  и встал на твёрдую  промышленную основу. Этим теперь занимаются специализированные конторы, нередко имеющие государственные  лицензии, напичканные  милыми барышнями, призванными создать там атмосферу уюта и доверия.  А вот на следующем этапе всё осталось без изменений: угрозы, запугивание, давление на родственников, похищение людей, пытки, и даже убийства.


Парадокс в том, что всю эту милую  бандитскую малину развело наше любимое государство, разрешив в своё время коллекторскую деятельность и операции переуступки долга. Разве у кого-то были сомнения,  в  том, во что это выльется в наших-то конкретных  условиях?


Но у появления этих легализованных бандитов был свой генеральный заказчик и лоббист: это прежде всего «банки с рискованной политикой», зарабатывающие на выдаче необеспеченных  кредитов. И вот в этом направлении обществу надо бы посмотреть повнимательней. Во многих странах такая деятельность прямо запрещена, и выдача необеспеченного кредита грозит банку неприятностями – и это и есть  разумная политика ответственных правительств. Этим странам поставим высшую оценку. В их число входят и наши соседи, в том числе страны некоторые восточной Европы.  Вторая группа стран – те, где потребительский и прочий необеспеченный кредит возможен, но банк  при этом сам отвечает за проверку платежеспособности заемщика, и, если применит к нему незаконные методы то ответит по полной. Переуступка долга при этом запрещена.  Это вторая группа стран, и такой подход хотя бы объясним. Но есть и третья группа стран, наиболее криминально неблагополучных. И увы,   Россия относиться именно к этой третьей группе –  к группе стран отсталых,   широко применяющих в гражданском обороте  криминальные методы решения вопросов,  где возможна и допускается государством перепродажа долгов бандитам, включая и  откровенно этнические банды.


Момент перепродажи и «уступки долга» здесь ключевой. Приличному банку с именем затруднительно самому использовать криминальные  методы выбивания денег, это  может «повредить имиджу», а то и привести руководителя банка на скамью подсудимых.  А значит, вместо тщательной проверки платежеспособности клиентов, что отличает банк приличный от финансовых флибустьеров,  банк «бандитский» может просто  ввести норму «переуступки долга»,  продавая  долги бандитам — коллекторам … а уж как последние выбивают эти долги  мы видим на множестве примеров.  В угоду определенному сектору сомнительного бизнеса, и доходам определённых людей  в стране, по сути,  создан новый большой и серьезный  сектор организованной преступности.


Скажите, это именно то, что мы ждем от «ответственного Правительства»?


Потребительский кредит: кому и зачем это нужно


Но вопрос заключается не только в коллекторах. Посмотрим на него шире.  Нужен ли России  потребительский кредит как вид экономической деятельности? Почему многие успешные страны спокойно обходятся без него?  Полезен ли он гражданам? Что он даёт национальному бизнесу?  Давайте посмотрим на это без объективно, и без эмоций.


Надо понимать экономическую логику:   потребительское кредитование не увеличивает, а в итоге уменьшает совокупное благосостояние работающих по найму  и перераспределяет национальных доход в пользу владельцев  капитала, наличных денег, зачастую в пользу нерезидентов, поскольку покупатели вынуждены уплачивать не только саму цену товара, но и проценты  нередко сопоставимые с ценой, а в случае «микрофинансовых займов» по кабальным ставкам — и превосходящие цену купленного товара.  Это факт довольно очевидный. Чем больше масштаб такого кредитования  в национальной экономике – тем больше перераспределяется средств от трудящихся  к нетрудящимся рантье, к лицам, живущим с капитала, а в наших конкретных условия — и в общаки организованной преступности, которая (что не секрет)  являются в стране организатором многих микрофинансовых проектов.


Второй, уже менее очевидный  факт состоит в том, что развитие потребительского кредита увеличивает то,  что экономисты называют «спросом на деньги»,  что в итоге неизбежно и почти сразу ведет к росту реальных процентных ставок для конечного заёмщика, включая промышленность.  А вот это уже серьезный тормоз, который давно давит на всю нашу экономику  и попутно вызывает у нас дополнительную инфляцию. И если можно понять логику западных стран, зачем они развивают кредит — у них весьма низкие процентные ставки и им выгодно повышать спрос на деньги — то резоны развивать потребительское кредитование в России непонятны ни с какого края. Спрос на деньги растет, реальная кредитная ставка идет вверх, доходы массово перераспределяются от более бедных в пользу более богатых, социальная  напряженность растёт, благосостояние работающих по найму падает. Позитив? Владельцы депозитов,  господа бандиты и «портфельные инвесторы»  имеют несколько больший доход по своим вкладам. Думаю, это недостаточная компенсация обществу за все вышеперечисленное.


Видим  ли мы какое-то понимание этой проблемы Правительством? Вопрос: «Выгодно ли России развитие потребительского кредита» им  даже не ставится. Как будто то нет такого острейшего экономического и социального вопроса.


Отвечает ли это критерию «ответственного правительства»? Наверное, нет.


Микрофинансы – зло которое должно быть уничтожено


Нельзя здесь  пройти и мимо проблемы «микрофинансирования», в котором эффективные ставки составляют от десятков до сотен процентов годовых.  Это известная с древних времён общественная болячка, когда в нашу жизнь входит самое настоящее патриархальное ростовщичество, в его чистом воровском и  незамутнённом виде, возрождаются давно осужденные  практики закабаления личности. Эти преступные технологии закабаления были вполне эффективны тысячу лет назад, они эффективны и сегодня.


Альтернатива кабале давно известна – это беспроцентные кассы взаимопомощи. Однако мы видим усилия государства по регулированию и легализации работы различных микрофинансовых организаций, включая и откровенных жуликов, кредитующих под «один процент в сутки» но даже на горизонте  не наблюдает каких-либо мер государственной  поддержки таких народных беспроцентных касс взаимопомощи.


Соответствует ли эта политика тому,  что граждане должны и вправе потребовать от «ответственного Правительства»? Наверное, также нет.


Микрофинансы –  зло которое должно быть уничтожено,  ростовщичеству сказано твёрдое «нет», поддержаны не профессиональные кидалы, смысл деятельности которых – затащить народ в долговую кабалу,  а самообъединения граждан. Вот это и надо требовать от ответственного правительства, если оно, разумеется,  желает быть таковым


Дольщики: эту проблему можно было решить ещё двадцать лет назад.


Пример, не ставший за эти годы менее острым — это проблема обманутых дольщиков, тех, кто вносит вклад в строительство жилья. Немного предыстории. Прообразом нынешних дольщиков служили в СССР строительные кооперативы, юридические лица — объединения граждан,  которые нанимали государственную строительную организацию для постройки жилья «на паях». Им оказывалась существенная  господдержка в виде долговременного кредита под символический один процент годовых. После исчезновения СССР исчез  льготный кредит, исчезли   и государственные застройщики, ранее строящие жильё по двести-триста рублей за квадратный метр, и дело перешло руки частных фирм. По всей стране началось повальное жульничество с паями и долями.


Меду тем, эту проблему легко можно было решить ещё двадцать лет назад, введя как обязательный институт уполномоченных банков, имеющих исключительное право принимать от граждан жилищные паи, и контролирующих от имени совокупного  дольщика ход строительства. Банки, разумеется, заинтересованы в этом. Честные застройщики – также, так как данная мера радикально расширяет доверие на рынке долевого строительства и приводит  туда «длинные деньги» частных инвесторов. О клиентах и говорить нечего. Кто же против? Есть только одна заинтересованная сторона – жулики и кидалы, наживающиеся на обмане дольщиков, и крышующие их региональные чиновники.  И вот эта преступная группировка у нас в стране  в течение двух десятков лет сдерживала, блокировала  принятие необходимых решений!


Это хороший пример того, как реально в  нашей стране работают  механизмы коммуникации власти и общества, когда всем очевидное зло десятки лет не встречает никакого отпора. Поэтому сильно надеяться на то, что любители кабальных сделок, ростовщики,  после сожженного им ребенка вскоре получат от власти по рукам  — не стоит. Не работают в России такие инструменты, нет у нас  системы обратных связей от общества к власти.  И как бы не была остра проблема для граждан, для нашего правительства это не является основанием  что либо делать и принимать меры – во всяком случае, пока дело не обостриться настолько, что  дойдет до монарха, и тот топнет ногой.


Чтобы что-то изменилось в нашей стране,  дня начала, правительство России само  должно вести не как авторитетная крыша для ростовщиков, бандитов-коллекторов и профессиональных  квартирных кадал, а как орган власти, который хоть как-то, хоть  в самых очевидных и вопиющих случаях  отвечает перед народом за последствия своих действий и бездействий, за последствия проводимой политики.


А чтобы понять насколько мы пока далеки от этого идеала, неплохо вспомнить, когда и кто у нас был уволен  за провалы в работе.  Потому что если судить по этому показателю, нашу Россию всегда  возглавляет самое лучшее Правительство на Земле.



Борис Борисов


Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...