13 марта 2014 года у нового главного редактора «Ленты.ру» Алексея Гореславского наступил первый рабочий день, а его предшественница Галина Тимченко вместе со своей командой покинула редакцию. Это произошло по решению собственника, главы объединённой компании «Афиша-Рамблер-SUP», мультимиллионера Александра Мамута.
Днём ранее «Лента.ру» получила предупреждение от Роскомнадзора в связи с публикацией интервью журналиста Ильи Азара с лидером киевского отделения украинской националистической организации «Правый сектор» Андреем Тарасенко, а также ссылки на материал «Дмитро Ярош: “Рано или поздно, но мы обречены воевать с Московской империей”».
Ещё в мае 2012 года Галина анонсировала свою отставку и смену руководства издания «в течение двух лет», однако несомненно, что сейчас власть меняется вопреки её воле.
Основанная в 1999 году «Лента.ру» стала самым посещаемым и цитируемым СМИ Рунета далеко не сразу – ей повезло как минимум дважды. Заметным явлением она и ей подобные новостные сайты становились в буквальном смысле на крови – терактах, шоковых для общества событиях, когда читателю внезапно и остро требовалось много свежей, но уже первично обработанной информации, а брать её было больше неоткуда. Те электронные СМИ, которые подсуетились и оказались способны оперативно выдавать вменяемое summary из совокупности правильно подобранных источников, оказались тогда в дамках.
Например, в дни Беслана посещаемость той же «Ленты.ру» возросла более чем впятеро. «Рижская [станция московского метро «Рижская», место теракта 31 августа 2004 года] дала приток вдвое против небоскрёбов [Всемирного торгового центра в Нью-Йорке]», – констатировал основатель «Ленты.ру» Антон Носик. Разумеется, когда общество понемногу приходило в себя, посещаемость ресурса вновь падала, но уже далеко не так низко: читатель приучался ходить на знакомый сайт за новыми порциями удачно подобранных новостей. Именно в подобные переломные моменты поднимаются СМИ. Вся дальнейшая история «Ленты.ру» – грамотная эксплуатация однажды найденной концепции перелопачивания и рерайта, дающего информационную картину дня.
Ставшая главредом «Ленты» в 2004 году Галина Тимченко, впрочем, тяготилась такой репутацией издания: рерайт не в чести. Уже с 2005 года редакция стала командировать собственных корреспондентов, по выражению Тимченко, «дальше ларька за сигаретами». Кроме того, Галина развила аналитику (перелопачивание новостного потока в «условно-еженедельном» режиме), «Лентапедию» (не выстрелившую и потому позже закрытую) и даже вызывающую массу нареканий публицистику. Всё это нормально, правильно и хорошо.
Хорошо оно было или казалось ровно до того момента, когда главред решила использовать описанную модель в пропагандистских целях – поначалу робко, затем всё смелее. Где-то к лету—осени 2011 года, то есть к началу сахароболотной движухи, стало очевидно, что информационная отмывка разнообразных оппозиционно-либеральных «акций» и вбросов в соцсети стала основным назначением «Ленты.ру». Под это же оказался заточен и новый дизайн издания – там пропагандистский креатив намеренно замешан «между струйками» в новостях, чтоб не пропустили.
И оказалось, что если сделать либеральный шифт новостного потока, а потом ещё и разбавить его откровенно либеральными же публицистическими статьями-воплями – «пипл» всё равно это «схавает», на старом честно заработанном на терактах новостном багаже «можно ехать».
Особую резвость графикам посещаемости, между тем, придало превращение «Рамблера» из проигравшего «Яндексу» поисковика в медийный портал-донор трафика для «Ленты.ру». Вплоть до середины 2012 года именно «Рамблер» был №1 в списке таких ресурсов, да и сейчас его роль остаётся значимой.
У «Ленты.ру» открылись потрясающие возможности для пиара разнообразных пусек, оккупаев и майданов – и… издание перестало отвечать интересам общества. «Лента» стала претендовать на формирование повестки дня, а не на её отражение. Как покакал революционер Яшин, хорошо ли кормят домашних животных в семье Навального, какими именно словами кроют Батьку в группе «Ляпис Трубецкой»… Читатель должен был следить за всем этим, не отрываясь на мелочи – типа, например, созыва впервые за тысячелетие Всеправославного Собора.
Понятно, что если ресурс перестаёт отвечать потребностям общества, общество со временем перестаёт им пользоваться. Однако справедливо и другое: между общественными потребностями и общественными интересами существует понятный зазор – будь иначе, порножурналы продавались бы на каждом шагу, причём не в закрытых пакетах. Кроме того, вырвавшись далеко вперёд по сравнению с другими новостными СМИ, «Лента.ру» де-факто выжгла поляну – в настоящее время ей не существует полноценной альтернативы, её раскрутка становится всё дороже.
Пользуясь этим, редакция ресурса во главе с Галиной Тимченко от робких попыток влияния на информационную повестку дня перешла к откровенному навязыванию последней, к диктату. В такой эволюции вряд ли первична коммерческая составляющая – нет, подобный энтузиазм обычно происходит по искреннему убеждению. Но он не меняет сути дела, которое делается руками энтузиастов. Такие СМИ создают резонанс, от которого падает мост под марширующими солдатами, – и они это вполне осознают.
Понимая свою социальную ответственность, владелец «Ленты» Александр Мамут предпочёл заменить фигуры, не доводя наше общество до украинизации. «Лента.ру» отныне возвращается к тому, за что была ценима – к отражению новостной картины дня. Что же касается нынешней редакции – у неё появилась хорошая возможность на практике проверить, какова степень реальной востребованности СМИ как либерального агитатора.
Имея за плечами почти 12-миллионную месячную посещаемость сайта, понятную модель рыночного существования и готовую команду, Тимченко и Ко легко найдут адекватное финансирование и сделают «Ленту-2». Однако при этом новому изданию уже не удастся эксплуатировать ни старые «ленточные» заслуги, ни бесплатный рамблеровский трафик. В этом и была цель данной рокировочки.
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).