Site icon Журналистская Правда

“Матрица” – двадцать лет спустя

Всё оказалось ещё хуже, чем то, о чём предупреждали братья Вачовски.

Научная фантастика редко сбывается – в этом плане повезло разве что Жюлю Верну, да и то ограниченно. Мечты 50-60-х годов об освоении Солнечной системы, покорении сил природы и трансформации человека как биологического вида остались мечтами. Увы, по-прежнему планета Земля остаётся преимущественно обществом нищих людей и бедных стран, для которых не то, что межпланетные перелёты, но даже собственное жильё остаётся чем-то весьма отдалённым. Тем удивительнее, что 20 лет назад вышел научно-фантастический фильм, который СБЫЛСЯ – сбылся в гораздо большем количестве предсказаний и почуянных трендов, чем можно было представить при его премьере.

Речь идёт о «Матрице» братьев Вачовски.

«Матрица» стала Большим фильмом – культурным феноменом, который сконцентрировал в себе огромное количество ответов и вопросов, причём не всегда первые отвечали на вторые, и тут уж лучше судить зрителю, что именно он видит в каждой из метафор. Но вот, спустя 20 лет, нужно сказать о главном. И это главное – не буддийские метафоры о иллюзорности бытия и не аллюзии на мистическое пробуждение, не список культурных отсылок к библейской традиции, а очень простое и грубое – ЭКСПЛУАТАЦИЯ и МАНИПУЛЯЦИЯ.

«Матрица» – это фильм, в основе которого лежит прозрение об эксплуатации. Люди нужны, необходимы Матрице как доноры, как источник энергии, как базис её существования. Матрица паразитирует на людях. Здесь эксплуатируется не человеческий труд, а само их бытие. То есть, это высшая, абсолютная эксплуатация! Дальше уже просто некуда.

Достаточно очевидно, что реальный аналог Матрицы – это интернет. Не тот интернет, который был 20 лет назад, со смешными веб-страничками, гифками, миди-звуками и прочей уютной ламповостью, а современный. Вачовски понимали: переписка на «бордах» со смешной скоростью – не навсегда. Скорости передачи данных и вычислительные мощности компьютеров неуклонно растут, и вместе с этим растут их возможности по порабощению человека. В интернет-1999 было трудно «погрузиться» – он был слишком «мелким». В современный можно нырнуть и не вынырнуть. Он способен полностью заместить собой реальную жизнь – там есть и работа, и секс, и общение, и досуг, и игры, и всё-всё-всё. Штекер в затылок – условность, все прекрасно обходятся и без него, не выпуская из рук смартфоны.

Интернет катастрофически сближает с Матрицей то, что в нём также осуществляется эксплуатация человека не опосредованная, а абсолютная. «Бесплатное» участие в соцсетях, просмотрах видео, лайки – всё это монетизировано. Человек работает потребителем контента. Ему ничего не платят, но он обогащает сказочно-богатые интернет-корпорации. Только вдумайтесь: мы все с вами – те же самые «батарейки» для Гугла, Фейсбука и Майкрософта. Формально будучи «пользователями», на самом деле мы являемся используемыми.

Итак, Матрица наступила. Как же в ней живётся человечеству? Каковы основные методы управления теми, кто «видит сны»?

И снова мы видим поразительное сходство с фильмом! Помните сцены с первым арестом Нео и его допрос тремя агентами? «А как вы будете говорить, мистер Андерсон? У вас же нет рта!» – и кошмар наяву: рот затягивается, человек становится безгласным существом. Разве именно так не действует исполинская карательная машина Фейсбука, отрезающая языки сразу сотням и тысячам аккаунтов? Хоп – и «У вас же нет рта!». В 1999 году кто-то из обычных людей полагал, что он станет жалким ничтожеством перед лицом анонимной карательной цензуры, представители которой так же безлики и могущественны как агенты Смиты? Но так и сбылось…
Далее, слежение. «Оцифровка личности» случилась на полном серьёзе – не так красиво как в кино, но куда более основательно. Нас перенесли в интернет – нашу жизнь, нашу повседневность, наш график и покупки, наши фото, наши мысли и эмоции. Всё это теперь там – в лайках и отзывах, регистрациях на сайтах и невидимом трафике, утекающем с вашего компьютера неизвестно куда. Вы не знаете, что творится в вашем компьютере, а он – знает о вас всё. Двадцать лет назад это было смелой антиутопией, сейчас это – реальность, ставшая обыденной.

Наконец, манипуляция. Тотальность манипуляции настолько полна, что даже сложно найти ту точку, которая позволит взглянуть на неё со стороны. Мы оказались замкнуты в этой тотальности. Если слова «иллюзия» и «манипуляция» имеют явное родство, то получается, что вовсе не нужно втыкать штекер в голову, чтобы убедить человека, что Трампа выбрали русские хакеры, а в Украине нет фашизма. Особая, отдельная реальность новостей, марево намёков и умолчаний, калейдоскоп фейков, миражи экспертных мнений и фантомы сиюминутных мемов – вот та иллюзия, в которой мы завязли куда прочнее, чем Нео в своём правдоподобном мире. В этой иллюзии мы послушно генерируем те импульсы, которых от нас ждут: куда-то бежим, кого-то проклинаем, кому-то жертвуем деньги или пишем «Me too!». Послушно генерируем то «электричество», которое питает саму Матрицу. Пользователь – используется.

За 20 лет мы пришли куда-то явно не туда. Вместо свободы информации нас замкнули в клетке цензуры. Вместо доступа к знаниям – в цепях копирайта. Общение стало компроматом. Приватность исчезла. Наши сетевые «аватары» более важны и значимы для нас, чем мы сами. Именно это имел в виду Сайфер, когда предавал Морфеуса и его команду: дайте мне миллион подписчиков и миллиард лайков, а всё остальное пусть я забуду.

Что-то пошло не так. Сильно не так. Критически. Поможет ли миру Избранный, если Матрица стала нам по доброй воле важнее реального мира?


Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).