Загрузка...

Матвей Цзен: Власть хочет, чтобы выборы прошли легитимно

25.01.2016 07:59

Решение распространить на все выборы судебный порядок удаления наблюдателей было принято, чтобы повысить уровень их защищенности.

image17531700_a1bd2e9eb8be7312403804f83d54e6bb


В конце прошлой недели Владимир Путин поддержал предложение Центризбиркома и администрации президента внести поправки в действующее законодательство. Выдвинутые новшества регламентируют работу наблюдателей на выборах всех уровней. В частности, после внесения поправок удалять наблюдателей с участков можно будет только решением суда.


Сейчас комиссии вправе самостоятельно удалять наблюдателей, членов комиссий с правом совещательного голоса с участков, если сочтут, что они, например, мешают работать. Представители оппозиции жалуются, что наблюдатель может быть выгнан с участка, например, за то, что заявляет о нарушениях в ходе голосования или снимает происходящее на видеокамеру.


«Журналистская правда» попросила прокомментировать нововведения известного адвоката и нашего постоянного эксперта Матвея Цзена…


PR20121127193058


— Матвей Николаевич, вот в 90-е годы я лично был членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Проблем со стороны наблюдателей не видел. Что изменилось за это время, и чем обусловлены такие изменения?


— Мне понятно, почему возникла эта инициатива. Власть хочет, чтобы выборы прошли легитимно.


— А предыдущие выборы были не легитимными?


— Это дискуссионный вопрос. Но если говорить в широком смысле, то выборы 2011 года не принимались общественностью, а депутаты, которые заседают в Государственной Думе, не являются представителями интересов людей. В этом смысле выборы не воспринимаются как легитимные.


— То есть такое «эхо протестного движения Болотной»…


— Конечно. Причиной этого является недовольство результатами предыдущих выборов. Повторения такого сценария никто не хочет. Тем более с учетом ухудшения социальной и экономической ситуаций.


Как член территориальной избирательной комиссии по «Хорошеву-Мневники» ничего плохого по поводу инициативы сказать не могу…


Как известно, самый простой способ фальсификации на выборах – это подсчет голосов. Таким образом, в протокол записываются не те цифры, за которые голосовали люди, а те, которые удобны. А наблюдатель присутствует на избирательном участке ровно для того, чтобы этого не допустить. И актуальность этой проблемы возникла в 2011 году.


В середине двухтысячных был большой спад интереса к выборам, поэтому на избирательных участках годами не появлялись наблюдатели. Например, на участке, где я непосредственно голосую, был наблюдатель от КПРФ. Но это был 85-летний дедушка, который ближе к вечеру уже просто физически не мог наблюдать за процессом.


И вот когда наблюдать за выборами пришла молодежь, которая обладает средствами видеофиксации, эта проблема обострилась. Возникли скандалы, которые порой заканчивались кровопролитием. Все это вызвало некую дестабилизацию политической системы. Поэтому сегодня возникла потребность этого урегулирования.


— Так, а что за проблема возникла? Наблюдателей стали неправомерно удалять с избирательных участков?


— Да, в том числе. По существующему законодательству удалить любого наблюдателя с избирательного участка мог председатель комиссии своим распоряжением. Иногда это происходило перед самими выборами или началом подсчета голосов. Если кто-то из наблюдателей сопротивлялся – его уводили сотрудники полиции. Я лично с этим сталкивался.


— То есть, теперь мы можем говорить о либерализации этого процесса…


— Насколько я себе представляю, у нас довольно специфическое законодательство о выборах. Оно детально прописывает многие вещи. Иностранное законодательство менее конкретизировано. То есть, у нас многие детали конкретно прописаны, а значит, теоретически закрыты. Но наше законодательство прописано так, что изначально исходит из вероятности фальсификации выборов.


Наш активист как-то беседовал с представителем национально-демократической партии Германии. Он спросил, не опасаются ли они того, что будут сфальсифицированы результаты выборов? Так они крайне удивились даже самой постановке вопроса. У них в голове не укладывается, как могут обманывать члены избирательной комиссии, которые состоят из школьных учителей… Они, конечно, не могут обмануть.


— У нас тоже сидят учителя, директора школ…


— Да, но вот в Германии они воспринимаются как образцы честности, добропорядочности и лучшей гарантией независимости и честности выборов. У нас такого, к сожалению, нет, поэтому приходится прописывать такое сложное законодательство.


Сама по себе инициатива удаления наблюдателей только по решению суда выглядит разумной, но, как известно, дьявол кроется в деталях. Надо смотреть, что будет происходить в реальности. Может, эти решения суды будут штамповать тысячами, а может это будут только разовые случаи. И на такую большую страну, как Россия только 20-30 наблюдателей могут оказаться заслуживающими удаления. Кто-то из них может оказаться элементарно пьяным, а кто-то и подерется – этого не избежать.


Насколько такое явление будет массовым сказать пока трудно, но теперь появляется такая дополнительная подпорка легитимности принимаемых решений. Теперь уже председатель избирательной комиссии не сможет творить произвол.


В то же время понятно, что судья не может принять решение мгновенно. Встает вопрос, где будет находиться наблюдатель между тем, как будет принято решение об удалении и моментом, когда сам процесс будет инициирован. Если он будет продолжать наблюдение на участке, а в суде его интерес будет представлять кто-то другой, то это один момент и это правильно.


Если наблюдатель будет вынужден поехать в суд и там защищаться (то есть фактически покинуть участок), то здесь цели фальсификаторов практически будут достигнуты — человек вернется через несколько часов и уже ни на что не сможет повлиять. Но в целом я склонен считать, что эта норма более правильная. Суд в любом случае будет выносить свое решение в письменной форме, значит, его потом легче будет обжаловать.


Хочу также отметить, что помимо этого будут другие изменения. В частности наблюдателю нужно будет заявиться на конкретном участке за три дня до выборов. Это не очень удобно. Надо понимать, какая была практика до настоящего момента. Люди, которые собирались стать наблюдателями, появлялись в самый последний момент. Кто-то в пятницу, кто-то в субботы, некоторые даже в воскресенье утром приходили. И единственным документом было направление от кандидата или партии, которая направляла наблюдателя. И естественно, что партии имели достаточное количество таких направлений, куда просто выписывались данные.


Если человека удаляли с одного участка, его могли направить на другой. Это не запрещалось законом и не возбранялось. При этом было ограничение, что наблюдатель может быть только один. Сейчас предлагают вроде как двоих наблюдателей, но надо заявлять их заранее. Конечно, это удобно для независимых наблюдателей. Особенно тех, которые заявляются в последний момент. И в целом это будет влиять на уменьшение количества наблюдателей.


— Ну и тогда, пожалуй, последнее. В чем основная интрига предстоящей выборной кампании в Государственную Думу РФ?


— Мое мнение, что главной интригой этой кампании будет организация самого процесса выборов со стороны власти. Либо это будет такой жесткий вариант по типу 2011 года, либо мягкий вариант по примеру выборов мэра Москвы.


— А инициатива Государственной Думы о том, что на дебатах обязаны присутствовать все из того же ряда?


— Это хорошая инициатива. Она говорит о здоровье политической системы. Очень важно, чтобы люди участвовали в дебатах. Надо видеть, что и как люди думают, прежде чем идут во власть. И как они отвечают на неудобные вопросы. Я эту инициативу поддерживаю.


Напомним, что поручение проанализировать практику участия граждан в наблюдении за выборами и в случае необходимости подготовить поправки к законодательству Владимир Путин дал первому замглавы кремлевской администрации Вячеславу Володину и председателю Центризбиркома Владимиру Чурову по итогам встречи с членами Совета по правам человека (СПЧ), которая состоялась 1 октября 2015 года.


Обращаясь к президенту, правозащитники пожаловались тогда на произвол избиркомов по отношению к наблюдателям, на то, что удаление их с участков нередко обусловлено «либо раздражительностью, либо подозрительностью председателей комиссий, а может быть, их политической позицией».


В результате проделанной работы было решено, что права наблюдателей необходимо расширить — и глава государства эти предложения поддержал.


Так, решено распространить на все уровни выборов норму, согласно которой наблюдателей можно удалять с избирательного участка исключительно по решению суда. В ближайшее время в Госдуму поступит проект поправок к закону об основных гарантиях избирательных прав. Это требование уже содержится в новом законе о выборах нижней палаты парламента, подписанном президентом в 2014 году, и, соответственно, распространяется пока только на выборы в Госдуму, но практики применения этой нормы пока еще нет, поскольку последние выборы в нижнюю палату парламента прошли в 2011 году. В текущем году, помимо выборов в Государственную Думу, будут избраны депутаты 38 региональных парламентов, а также многочисленные муниципальные кампании.




Вячеслав Бочкарёв


Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...