Загрузка...

Чиновник, журналист, охранитель?

05.06.2013 13:53

 


пресса


Давным-давно, в бытность мою журналистом, я не любила пресс-секретарей и пресс-службы, притом даже с неко­торым оттенком презрения. Нелюбовь эта много позже от­разилась в одном из моих романов короткой фразой: «Пресс-секретарь встретил их у лифта… напуганный и заносчивый одновременно — классический образ чиновника от журнали­стики».
Потом, будто решив наказать меня за категоричность, судь­ба отвела мне роль руководителя пресс-службы президента страны. Ненадолго, но и за это время отвечать на вопрос жур­налистов: «Кто вы теперь: журналист и чиновник?» — мне прихо­дилось чуть ли не ежедневно.
Я отвечала, что стараюсь быть творческим чиновником, и действительно старалась. Боюсь, безуспешно. И отнюдь не потому, что старалась плохо, напротив — именно потому, что выполняла свои обязанности неукоснительно.
Парадокс? Отнюдь. Попробуем разобраться, кем же, на са­мом деле, должен быть пресс-секретарь (да и любой ответ­ственный сотрудник пресс-службы) государственного чинов­ника, включая чиновников самого высокого ранга.
Ответ сегодня мне предельно ясен: он должен быть чинов­ником, обязанности которого, в сущности, сводятся к одно­му — информировать общество о том, чем занимается его ру­ководитель, какова его позиция по тем или иным проблемам.
Надо сказать, что инструментов для реализации этих за­дач не так уж и много, хотя с появлением интернета их стало существенно больше. Официальная хроника, сообщения для прессы, организация пресс-конференций и интервью, ведение официальных блогов в социальных сетях…
Есть, разумеется, ещё некоторый набор, скажем так, вспо­могательных инструментов, в которые входят и так назы­ваемые «сливы», когда пресс-служба в приватной беседе с представителями медийного сообщества делится некой информацией, которую хочет донести до широкой обще­ственности неофициально, и ведение альтернативных бло­гов, и вообще работа в Сети. Для этого, понятное дело, необ­ходимы хорошие личные контакты с руководителями СМИ, журналистами, блогерами. И тут возникает довольно тонкая грань, которую очень трудно не переступить, а переступить чрезвычайно опасно.
Собеседники часто видят в пресс-секретаре не просто государственного служащего, но «особу, приближённую к…», их отношение порой порождает в душе последнего весьма опасную иллюзию. Сознательно или нет, он начи­нает ощущать себя фигурой самостоятельной, имеющей право комментировать вопросы, входящие в компетенцию шефа, по собственному разумению и от собственного име­ни. В этой точке заканчивается собственно пресс-секретарь, и возникает персонаж, который начинает — порой бессоз­нательно — последовательно дискредитировать своего ру­ководителя. Позиция руководителя, его прямая речь размы­вается, интерпретируется, трактуется, претерпевает иные изменения, но в любом случае целевой аудитории не дости­гает. Возникает эффект кривого зеркала, взгляд в которое ничего кроме смеха не вызывает.
Существует другая разновидность пресс-секретарей. Эти, напротив, видят свою задачу в том, чтобы максимально огра­дить руководителя от прессы и уж тем более представителей сетевого сообщества. Их жанр — скупые официальные со­общения и подготовленные интервью исключительно прове­ренным журналистам. В сухом остатке, образ руководителя в общественном сознании складывается как исключительно ходульный, сухой и страшно далёкий от народа.
Есть и третья группа. Эти просто стоят в стороне, выполняя исключительно технические функции, пуская процессы общения руководителя с прессой практически на самотёк. Которая из разновидностей лучше? Никакая. 
Кем же должен быть пресс-секретарь: чиновником, журналистом, PR-менеджером, техническим исполнителем? Отвечаю. 
Чиновником. Думающим, мыслящим творчески, при этом ни на секунду не забывающим, что его творческие порывы не должны выходить за рамки служебных обязанностей, которые заключаются в информировании общества о том, чем занимается его руководитель, какова его позиция по тем или иным проблемам. 


Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...