Драка за «Остров сокровищ»

Сторонники копирайта в Сети рассуждают об информации в терминах феодальных привилегий

закон о копирайте

Интернет взбудоражен новым законом о копирайте, или «антипиратским законом». Свежее установление касается борьбы с «пиратским» контентом в Сети – и уже здесь возникают первые вопросы к законодателям. Ещё 15 лет назад смысл такого закона был бы понятен: «антипиратские силы борются с нелегальным оборотом фальшивой продукции» – однако за последние годы ситуация резко изменилась. Сегодня люди абсолютно бесплатно, за добрые слова и «лайки» в соцсетях, обмениваются друг с другом информацией. В какой момент она становится «фальшивой», непонятно. Новый закон предполагает, что такой обмен информацией нечестен. Попробуем разобраться.

Ещё когда не было электронных средств информации, люди уже тогда брали книги в библиотеках, менялись дефицитными романами и видеофильмами, а подростки гурьбой друг у друга переписывали аудиокассеты. Считалось ли это нарушением копирайта? Возможно, кто-то именно так и полагал, но обычный человек с улицы покрутил бы в ответ пальцем у виска.

Уже в 90-е годы стало понятно, что платить за всё, что интересно услышать, посмотреть и почитать, массовому потребителю невозможно – особенно по официальным расценкам. Ни для кого не секрет, что продажи официальной продукции были невысоки ещё до того, как появилась возможность массово скачивать интересующую информацию. Прежде всего потому, что стоимость диска на «толчке» была 100 рублей, а в фирменном магазине – 500. Цены были как в Европе, а зарплаты – как известно где. И что было делать? Кстати, новый закон о копирайте сильнее всех ждали как раз уличные продавцы контрафакта на жёстких носителях. Теперь, после нового закона, народ опять потянется к ним – платить денежку. Ну и кому от этого стало лучше? Творцам? Издателям?

Со временем, когда стал появляться высокоскоростной интернет, ситуация на рынке начала меняться.

Появилась новая супервозможность – обмениваться информацией быстро, дёшево и без потери качества. После этого люди забыли о лотках и о магазинах с аудио-видео продукцией, как забыли о пейджерах, телефонной службе точного времени и фолиантах Большой советской энциклопедии. Не потому, что им так понравилась «халява». А потому что старое уходит, а новое приходит.

Энтузиасты на протяжении всей истории человечества стремились разрушить границы между человеком и информацией. Они массово учили крестьян грамотности, создавали школы и библиотеки. Они искренне пытались быть распространителями информации среди населения. Одно из серьёзнейших преступлений германского нацизма – это массовое сожжение книг, которое проглядывается и в массовом удалении файлов.

Сегодня интернет – это «Остров сокровищ», богатств которого хватит на всех. Смысл современного пиратства – это не личный заработок, это «виртуальный коммунизм», где от каждого требуется по способностям (раздавать информацию) и каждому даётся по потребностям (скачивать).

Сама плата за книгу, фильм или аудиодиск предполагает, что автор не может просто так раздать всем свой труд, автору нужны посредники-издатели, которые донесут его произведение для массового потребителя. Это всегда воспринималось, как вынужденное зло, как досадное недоразумение. И вот, с появлением быстрого средства связи между миллиардами людей, произошёл прорыв на новый уровень распространения информации.

Страдают ли от этого авторы? Бездари – безусловно. Например, фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем 2» при бюджете более чем 1,3 млрд. рублей собрал в кинопрокате чуть меньше 50 миллионов. Кто же в этом виноват? Пользователи торрентов, которые потом плевались от фильма в комментах на форумах? А ведь люди сами готовы приплатить за ещё не снятый фильм, если он обещает быть качественным – вспомним историю фандрайзинга с фильмом о 28-ми панфиловцах! Уверен, авторы этого фильма бедствовать не будут.

И многие ведь действительно отдают свои кровные – когда есть за что. В мире компьютерных игр распространена схема «если хочешь, плати», когда основной процесс игры идёт бесплатно, но некоторые игровые предметы надо докупать за реальные деньги. С электронными книгами схема работает та же: сначала писатель собирает деньги на новую книгу (или главу от книги), а после, получив нужную сумму, её публикует. И все довольны.

А ведь кроме развлекательного, есть ещё и сугубо научное ответвление творчества, которое от копирайта тоже скорее страдает, чем получает. Как правильно заметил компьютерный «вирусолог» Евгений Касперский, «благое намерение защищать изобретателей патентами сегодня превратилось в инструмент вымогательства, цель которого прямо противоположна защите инноваций».

Мы живём в эпоху торрентов, видеорегистраторов и электронных книг. А нам предлагают рассуждать об информации в терминах феодальных привилегий. Но, как сказано у одного хорошего писателя, «мир изменился, я чувствую это». Высокоскоростной интернет, поменявший ситуацию в информационном поле – это научно-техническая революция, которую невозможно отменить.


Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Правила использования материалов

Информационные тексты, опубликованные на сайте jpgazeta.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов ЖП требует письменного разрешения редакции ЖП. При любом цитировании материалов на серверах сети Интернет активная ссылка на газету «Журналистская Правда» обязательна. 18+

© 2020 ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАВДА 18+