
Именно так, стервятника. Погодите обижаться, давайте поговорим всерьёз. Этика – если строго академически – это система моральных и нравственных норм определённой социальной группы. В нашем случае – профессиональной группы, а именно – журналистского сообщества. И тут, казалось бы, всё просто – многочисленные кодексы профессиональной этики журналистов приняты и на международном уровне, и в большинстве государств, и почти в каждом крупном СМИ. Все эти документы содержат схожие – очень правильные и громкие – положения о праве граждан на объективную информацию, социальной ответственности журналистов, уважении частной жизни и достоинства граждан… и много ещё чего, что – к сожалению – укладывается в ироничное: «бла-бла-бла». Ведь хорошо известные всем правила законодательно никак не закреплены, а потому несоблюдение их не влечёт за собой никаких санкций, кроме общественного порицания.
Да, в нашей стране существует закон «О средствах массовой информации», в котором некоторые обязанности журналистов оговорены законодательно. Да, руководители СМИ имеют полное право уволить сотрудника, в том числе и за нарушение устава издания, которые включают в себя и нормы профессиональной этики. Но скажите, много ли вы знаете прецедентов исполнения закона именно в этой его части?
Почему же всё сложилось именно так, а не иначе?
Начнём с того, когда все началось. В России, а вернее ещё в СССР, деформация профессиональной этики началась практически одновременно с приходом в нашу жизнь рыночных отношений. Девиз: «всё на продажу» не пощадил и журналистику. Право на существование получало только то, что могло привлечь потенциальных рекламодателей и понравиться читателю, зрителю, слушателю. Представления о «прекрасном» обусловлено было малиновыми пиджаками, спортивными костюмами, обилием дутого турецкого золота. Одновременно в политический и экономический сегмент медийного рынка пришли понятия «слива», «заказа», «компры», «унитаза» и прочие приёмы конкурентной борьбы периода первоначального накопления капитала и торжества победившей демократии.
В этих условиях росло и утверждалось поколение журналистов, возглавивших сегодня большинство российских СМИ, в этих уже условиях формировалась зрительская/читательская аудитория, которая, подобно человеку, ведущему неправильный образ жизни, привыкла потреблять исключительно вредную пищу – жирную, жареную, острую.
И журналист – хочет он этого или нет – вынужден быть именно тем самым стервятником, который ищет и пикирует исключительно на информационную «падаль» – то, что дурно пахнет, отвратительно выглядит, но притягивает аудиторию, как притягивает интересы толпы на рынке цирк уродцев.
Сложился замкнутый порочный круг, существующий в рамках парадигмы: «пипл хавает, рейтинг капает», разорвать который может только долгая и кропотливая работа как производителей, так и потребителей медийной продукции. Создатели должны воспитать аудиторию, которая – в свою очередь – потребует от создателей качественной продукции.
Возможно ли это? Возможно. Но путь будет непростым и нескорым.
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).