Колесованная белка

Разные жизни одного политтехнолога.

4

На рубеже веков в российском информационном пространстве расплодилось немало публичных персон, чье кредо – сеять сомнения в умах и возмущать общественное мнение. Их имена, подобно калейдоскопу, сменяли друг друга в разные годы и в интересах различных политических сил. Их время приходило и уходило, им редко удавалось вернуться на политический небосклон в изменившихся реалиях. Но есть люди, чья публичная активность и влияние перманентно, вне зависимости от запросов общества и вызовов времени. Они уверены, что сами способны формировать и запросы общества, и конъюнктуру, нанимаясь серыми кардиналами в свиту очередного денежного мешка. Их пропаганда побеждает здравый смысл, подменяет действительность, им доверяют ведущие СМИ. Мы хотим повнимательнее присмотреться к одному из таких «властителей общественного мнения», чтобы иллюзий вокруг них стало поменьше…

ГИГАНТ ПРОВОКАЦИЙ


Много лет мы являемся свидетелями неукротимой словесной активности гражданина Станислава Белковского. Мы регулярно слышим его голос по радио РСН и «Эхо Москвы», его фамилия лезет в глаза со страниц «МК», «Собеседника» и АПН. Процитировать политолога, социолога, системотехника и публициста Белковского почитают за честь СМИ самых разных мастей, чтобы разбавить сухие констатации и приевшуюся мораль чем-то экстраординарным и провокационным.

Что же это за гигант мысли? Из каких политических достижений складывался его столь выдающийся авторитет? Может быть, их стоит поискать на киевском Майдане или в ошметках борьбы с зажравшейся российской коррупцией?

Читая регулярные опусы свежего «русского националиста» Белковского, то в лоб, то исподволь приучающего аудиторию к концепции «Перестройки-2» с дальнейшим территориальным распадом РФ, мы начали уже забывать, из какой почвы вырос этот идеолог. Что за человек пытается «Русским маршем» вести за собой радикально настроенные слои общества к реализации его авторской стратегии «национал-оранжизма», как сам он её и назвал. Этими вопросами можно было бы пренебречь, сочтя этого странного господина «городским сумасшедшим», если бы не его доступ к солидным информационным ресурсам, который был бы невозможен без высокого покровительства здесь, в той стране, над территориальной целостностью которой он совсем недавно призывал «не трястись».


ТВОРЕЦ «ДЕЗЫ»


Говорят, что первый политтехнологический опыт Белковский получил в команде Константина Борового. Был замечен в сырьевом бизнесе: работал на братьев Черных, торговавших за рубежом нефтью, золотом, цветными металлами, потом в Якутии – на «Алросу». Сотрудничал с экологами (движение «Кедр»), освоив немало средств без какого-либо внятного результата. Основал информационное «сливное» агентство «АПН.ру», через которое было опубликовано немало провокационных материалов.

Во время парламентских выборов 1999 г. агентство выступило против лужковско-примаковского блока «Отечество – Вся Россия», конкурента пропрезидентского «Единства», придумав для Сергея Доренко знаменитый сюжет про операцию на тазобедренном суставе Евгения Примакова. Белковский пытался втереться и в левую оппозицию, в которой намечалось сближение КПРФ с Ходорковским, но не преуспел – зато взял олигарха на заметку. «Раскрутил» своего шефа Березовского на создание партии «Союз», а чтобы убедить его, что деньги потрачены не зря, через «Независимую газету» проталкивал дезу, что партию возглавил Александр Проханов. А потом был нашумевший доклад о том, что в России готовится олигархический переворот, по сути, идеологически обосновавший санкции против М. Ходорковского.

Бывший руководитель службы безопасности АО «ЛогоВАЗ», известной под названием «Атолл», Сергей Соколов, пять лет проработавший бок о бок с Борисом Березовским, рассказал, что именно он познакомил олигарха с Белковским, «занимаясь Украиной». Отрекомендовал как «талантливого и креативного» политтехнолога.

«Даже у меня тогда возникла иллюзия, что он очень умный и креативный, – вспоминает Соколов. – Но когда начали сотрудничать, всё свелось к тому, что есть шубы, приехала крыша, и надо как-то с ними разобраться. И я ездил в Олимпийский встречаться с бандитами, так как сам Белковский побоялся приехать. Проблема сводилась к мелкому кидалову. Таков уровень его менталитета —– палаточник, претендующий на наполеоновский пьедестал».


ТЕХНОЛОГ БЕЗ ПРИНЦИПОВ


Ум и креативность Станислава, как очень быстро заметил Соколов, сводились к умению разговаривать, к удачным формулировкам, а вовсе не к успешной реализации проектов заказчика. Делая какой-либо политический прогноз, он формулирует его таким образом, чтобы под него «подходило» любое развитие событий. Затем умело подтасовывает факты, поэтому всегда получается, будто он был прав. Но Борис Абрамович не обращался к фактам, он беззаветно верил в свое уникальное чутье на людей, чем успешно пользовался Белковский. Ему не стоило труда убедить патрона в том, что события на Майдане 2004 года – результат его участия в процессе…

«Белковский был одним из участников той команды, которая осуществляла эту оранжевую революцию, – поясняет Сергей Соколов. – Главными идеологами были американцы и делали её по своим алгоритмам, а Белковский успешно убеждал Березовского, который нечасто приезжал в Украину, что это он сделал такие-то вещи, после чего все так получилось. То есть, по сути, просто приписывал себе естественный ход исторических событий».

Целью дальнейшего «оранжада» была Россия. Вот только если украинская «оранжевая» революция успешно эксплуатировала идею единства страны, то её российский вариант, по Белковскому, – это развал России, отказ от «мусульманских территорий». Лучшего способа опорочить националистические идеи и движения, чем приравнять их к сепаратистским, просто невозможно придумать.

Расчеты Березовского на «прививание» украинского «оранжада» к России не оправдались, революция «захлебнулась» в коридорах украинской власти, и на нашу страну её «пожар» не перекинулся. Хотя, возможно, именно активность Белковского на Украине и трансляция им «оранжевых» смыслов заставили российскую власть приглядеться к возможным угрозам и принять превентивные меры.

В чьих интересах разводится вся эта суета? На кого же так «успешно» работает этот мистификатор? На врагов государства российского, пытающихся дестабилизировать ситуацию в стране по лекалам арабских революций, или на ужесточение режима?

Как объяснить, что «национальное русское освободительное» движение «Народ», созданное им под Алексея Навального, по сути раскололо либеральную оппозицию, объединявшуюся под Михаилом Касьяновым перед выборами. Наблюдатели полагают, что «Народ» призван был перехватить контроль над объединенной оппозицией в интересах Березовского, а заодно и оприходовать мутные источники финансирования «Другой России».

Впрочем, Сергей Соколов считает, что Белковский всегда работал только на себя – на свой карман, а не на чей-то политический лагерь и уж тем более, не за идею: «Если его не принимают в одном лагере, он идет в другой и начинает работать против этого лагеря, доказывая ему, что это была большая ошибка – не взять его в свою обойму».


АККОМПАНИАТОР ДЛЯ «ВБРОСОВ»


В нашей стране давно уже нет монопольной власти, которая всегда была присуща России и не худшим образом решала задачи управления огромной страной, считает Соколов. «Сейчас высшая власть в стране тоже разбита на кланы. И когда Путин пришел к власти, они рассчитывали, что он будет таким же подконтрольным, как и Борис Николаевич, который всегда находился под влиянием «семибанкирщины» с Березовским, а Березовский влиял через самое простое – через близость к семье, Татьяне Дьяченко и будущему зятю Валентину Юмашеву. И эти силы, которые радовались приходу к власти Путина, принялись искать возле него «свою Таню», через которую можно влиять на него. Но Путин оказался совершенно другого формата человеком и предпочитает принимать решения сам».

Кланы, которые пытаются влиять на активность Путина, представляют интересы людей, разбогатевших на волне приватизации, чье могущество пережило расцвет в 90-е годы и крах в 2000-е. Многие из них, как Борис Березовский и Леонид Невзлин, бежали из страны, но не оставили надежд и расчетов восстановить утраченные позиции в России, финансируя и проталкивая через влиятельных лиц сомнительные проекты. Например, такие как «экономическая амнистия» – в том виде, в котором её заблокировал Путин. Сергей Соколов уверен, что она была пролоббирована Невзлиным в интересах Ходорковского.

Для таких проектов нужен соответствующий аккомпанемент, отвлекающий информационный фон, и тут Станислав Белковский и ему подобные просто незаменимы как создатели абсурдных, радикальных и непопулярных проектов. Спрос на Белковского будет держаться до тех пор, пока будет нужен человек, умеющий складно рассказать своим заказчикам, почему Путин плохой и как с ним бороться?


Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Правила использования материалов

Информационные тексты, опубликованные на сайте jpgazeta.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов ЖП требует письменного разрешения редакции ЖП. При любом цитировании материалов на серверах сети Интернет активная ссылка на газету «Журналистская Правда» обязательна. 18+

© 2020 ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАВДА 18+