Круг на Первом

Зачем государственный телеканал решил заняться популяризацией «воровского мира»?

круг

ДВЕ КИНОЛЕГЕНДЫ ОДНОЙ ВЕСНЫ
Этой весной на суд российского зрителя были представлены две киноленты об умерших легендах. На экраны кинотеатров вышел художественный фильм «Легенда №17» о выдающемся советском хоккеисте Валерии Харламове, а на телеэкраны Первого канала — четырехсерийная лента «Легенды о Круге», повествующая о жизни и смерти «короля шансона» Михаила Воробьева (Круга). До чего же они не похожи — и герои, и сами фильмы!
«Легенды о Круге» шли 22 и 23 апреля по Первому в вечерний прайм-тайм, когда перед телевизорами собирается максимальная суточная аудитория. Предвосхитило показ первой серии фильма о Круге ток-шоу Андрея Малахова «Пусть говорят», в котором приняли участие близкие родственники покойного, артисты, сыгравшие в фильме, а также друзья, в том числе один из тех романтических обитателей «казенных домов», которым посвятил большую часть своего творчества известный шансонье. В противовес беспомощным констатациям того, что убийцы Круга до сих пор не найдены, зрителям Первого канала было представлено авторитетное мнение тверского «вора в законе» Саши Северного. Потирая густо расписанные кисти рук, он авторитетно заявил телезрителям: «На сегодняшний день ни один человек по земле не ходит, кто был к этому причастен, все кто причастен — свое нашли. Единственный, кто остался безнаказанным, сидит на пожизненном». 
По завершении показа этого мини-сериала, 24 апреля, на Первом канале прошел специальный выпуск передачи Кирилла Набутова «Пока еще не поздно», также посвященный памяти барда, годовщина смерти которого, правда, наступит только через два месяца — 1 июля. Чему приурочена эта кампания памяти Круга на Первом, так и осталось неясным. А в прессе немедленно началось критическое обсуждение картины. Обсуждение свелось к вопросу — похож ли актер, сыгравший Круга, на Мишу и насколько сюжет фильма соответствует реальности. Может быть, просто больше не о чем было тут говорить? 
Справка:
Четырехсерийный художественный фильм «Легенды о Круге» был снят в 2012 году на базе компании «Централ Партнершип» режиссером Тимуром Кабуловым по сценарию Ильи Шиловского. Главную роль сыграл актер и певец Юрий Кузнецов-Таежный. Другие роли в фильме исполнили: Ольга Филимонова (последняя жена Круга Ирина), Дарья Калмыкова (первая любовь Марина), Диана Корсс (первая жена Светлана), Александр Домогаров (друг Алексей), а также Иван Добронравов, Александр Кузнецов и Сергей Газаров.
Незадолго до «Легенд о Круге» в прокат вышел фильм «Легенда № 17», главным героем которого стал легендарный Харламов. В центре сюжета — короткий, но яркий путь к победам выдающегося спортсмена. Выход фильма на широкий экран оказался самым успешным за последние два года. Спустя месяц после начала показа фильм собирает полные залы зрителей. 
В обсуждении этой картины вообще не идет речь о том, насколько актер Данила Козловский, сыгравший Харламова, похож на него, и насколько сюжет фильма соответствует истории жизни великого советского хоккеиста. Данила на Валерия не похож нисколько. А сюжет фильма подчас противоречит хронологии реальных событий жизни Харламова. Ни то, ни другое не вызвало никаких дискуссий. Просто фильм не для того снимался, чтобы воспроизвести быль в мельчайших подробностях. Снимался он ради смыслов гораздо более высоких и понятных всем, даже тем, кто не болеет за ЦСКА и не ходит на хоккей. Фильм — о победном духе нашего народа, о способности к преодолению границ человеческих возможностей, о победе над собственной слабостью, вопреки диагнозам врачей, прогнозам спортивных экспертов, заговорам спортивной мафии. И это без дополнительных пояснений поняли все, кто посмотрел «Легенду № 17». 
А для чего снимался фильм «Легенды о Круге»? Какой смысл хотели донести до зрителя его создатели? Что стало поводом выхода и самого фильма, и темы этой в эфир Первого канала, в прайм-тайм два вечера подряд? На несколько наших запросов в Дирекцию общественных связей Первого канала ответа так и не поступило. 

ТЕЛЕКАНАЛ ИМЕНИ 90-Х?
Драматизм 90-х годов коснулся истории Первого канала самым непосредственным образом. Это, прежде всего, убийство первого генерального директора тогда еще ОРТ Владислава Листьева и последовавшее явление Бориса Березовского в качестве самого крупного акционера телеканала, что неизбежно сказалось на политических акцентах в вещании.
Но сегодня Первый канал — это открытое акционерное общество, контрольным пакетом акций которого владеет государство. БОльшая часть бюджета телеканала состоит из средств налогоплательщиков. Чем, исходя из этого, руководствуется дирекция Первого в формировании своей сетки вещания и тематического плана передач? Ориентируется ли она на памятные исторические даты, на имена национальных героев, почитаемых большинством населения? 
Например, что показали по Первому каналу нам ко Дню космонавтики (12 апреля)? Или по случаю годовщины гибели Юрия Гагарина (27 марта)? Ничего сопоставимого с «Легендами о Круге». Первому в мире космонавту не посвятили передачу «Пусть говорят» или «Пока еще не поздно», о нем не показали документального фильма, хотя бы одного из тех, что уже были сняты ранее. День как день…

ЗОЛОТЫЕ КУПОЛА НА ГРУДИ НАКОЛОТЫ…
Безусловно, известное нам творчество Круга не лишено определенного очарования, оно имеет право на существование, потому что у него есть своя аудитория. Просто она значительно уже аудитории Первого канала. И хотя в фильме и звучит мысль о том, что в нашей стране каждый третий «сидел» —– это заявление не более чем досадная фигура речи, т. к., по статистике ФСИН, в местах лишения свободы на текущий момент пребывает 695,5 тыс. человек, а это, несмотря на внушительную цифру, менее 0,5 % населения страны. Чтобы «каждый третий» человек в стране (т. е. всего примерно 47 млн. чел.) прошел через лагеря, нужно, чтобы в течение 70 лет (средняя продолжительность жизни человека) каждый год в места лишения свободы отправлялась 671 тысяча новых осужденных. Слава богу, столько народу каждый год у нас в тюрьму не попадает. Так что аудитория слушателей, которым может быть по-настоящему близка тема тюремной романтики и «блатной» шансон, это всего несколько процентов. При этом Первый канал, по результатам измерений социологических служб, является бесспорным лидером по величине аудитории в сравнении с другими телеканалами. Его программы принимаются на территории, где проживает 98,8% населения страны. Это налагает на «телевизионных деятелей искусств» такого масштабного по вещанию СМИ масштабную же ответственность. А они посвящают несколько часов самого «дорогого» эфирного времени герою весьма узкой аудитории.
Мне могут возразить самые разные люди и сказать, что было время, когда песни Круга звучали чуть ли не из каждой радиоточки или автомагнитолы, сопровождали чуть ли не все застолья… Да, а еще был период, когда криминал вообще был темой номер один всего нашего медиапространства. Это был самый несчастный период жизни нашей страны, когда переродившаяся власть начала отторгать все прежние государственные устои — как моральные, так и правовые. Между ОПГ того времени шли полноценные боевые действия. Известный кинорежиссер Станислав Говорухин придумал этому периоду совершенно точное название — «великая криминальная революция», раскрыв ее суть в своей кинотрилогии «Так жить нельзя». Что же, будем теперь криминал пиарить?
Легенда или версия?
До начала съемок фильма режиссер Тимур Кабулов шансон не слушал, не считал это «своей» музыкой. К Кругу относился равнодушно. А почему взялся за съемку этого фильма? Для Тимура это была просто работа. «Централ Партнершип» предложил неплохой сценарий — вот он и согласился снять по нему фильм. Что он будет показан по Первому каналу, заранее не знал.
Тимур Кабулов, режиссер: «С самого начала было понятно, что мы обречены на критику, потому, что это байопик о человеке, которого многие знают и помнят живым, — у каждого о нем и его жизни свое представление. Художественная экранизация не ставит задачу точно воссоздать образ человека и его жизнь. Например, бывшая жена Михаила Светлана в реальной жизни никогда не стреляла из лука, но мне эта идея понравилась, и в моем фильме Светлана такая. Также добавило скандальности и отношение людей к шансону. Да, многие в стране его любят и слушают, но многие и не любят, на дух не переносят. К шансону своего мнения не изменил, но по другому стал относиться к личности Михаила Круга. Он ведь писал не только блатную лирику, у него много хороших песен на другую тему. А запомнился он именно в блатном жанре, потому что время такое было…»
Кто же еще мог стать героем того времени? Образы милиционера или военного, оказавшихся в сложном, двусмысленном положении, ученого, которому государство перестало платить зарплату, никак не стыковались с новыми смыслами надвигавшейся на страну «красивой рыночной жизни», при которой вчерашние статьи уголовного кодекса (например, ст. 154-я — от двух до семи лет с конфискацией) вступали в резкое противоречие с новой парадигмой. Героем 90-х стал «благородный вор», живущий «по понятиям», а главным оправданием творившихся бесчинств — присказка «не мы такие — жизнь такая». Такая жизнь в условиях почти полностью девальвированной законности многим могла дать хоть какую-то почву под ногами. Поэтому нет ничего удивительного, что романтика блатного мира, подобно малиновому пиджаку, в ту пору вошла в моду. И творчество Круга пережило тогда определенный взлет. Но ведь не сегодня же!
При жизни, как уже отметили многие обозреватели, Первый канал Михаила Круга не показывал. Концерты, интервью с исполнителями блатного шансона допуска в эфир федерального уровня не имели. Для них специально был создан весьма успешный проект «Радио «Шансон», где исполнители данного жанра гармонично звучат для своей аудитории круглые сутки. Успешный — именно в силу своей ориентированности на целевую аудиторию. И вот, спустя годы после гибели музыканта, началась чуть ли не государственная (раз уж показали на Первом) кампания по увековечению и популяризации его образа… Уму непостижимо!
Установка памятника Михаилу Кругу в Твери в свое время вызвала протест со стороны городской творческой интеллигенции, которую возмутила попытка поставить певца воровской романтики в один ряд с Гумилевым, Ахматовой, Мандельштамом и Достоевским, с именами которых связана история Твери. Но 24 июня 2007 года памятник все же был торжественно установлен в центре города. А на открытии музея Михаила Круга в ночном клубе «Лазурный» даже присутствовал мэр города Олег Лебедев! Имеется в Твери и магазин, торгующий атрибутикой с символикой Михаила Круга. Понятно, что популярность погибшего десять лет назад барда продолжает кому-то приносить доход. Вот и после показа фильма «Легенды о Круге» по ТВ производитель картины студия «Централ Партнершип» с гордостью сообщила, что фильм собрал у телеэкранов большую часть аудитории в сравнении с другими передачами и каналами. А это, если переводить популярность на коммерческий язык, — повышенные сборы за телерекламу.
Впрочем, деньги тут — еще не всё. Складывается впечатление, что кому-то очень хочется реабилитировать 90-е годы как таковые, с их беспределом, потрясениями, полным отсутствием сильного государства — и конечно, с их героями. Сегодня всё чаще можно услышать прославление того времени — в противовес дню нынешнему, когда многим тогдашним «деятелям» как следует прищемили хвост. Чего хотят они, протухшие вожди и придавленные к ногтю «нувориши», ясно. А вот чего добивается Первый канал, совсем уж непонятно.


Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Правила использования материалов

Информационные тексты, опубликованные на сайте jpgazeta.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов ЖП требует письменного разрешения редакции ЖП. При любом цитировании материалов на серверах сети Интернет активная ссылка на газету «Журналистская Правда» обязательна. 18+

© 2020 ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАВДА 18+