Загрузка...

ПРОДАВЦЫ ВОЙНЫ

22.07.2013 11:29

Американское вторжение 1991 года в Ирак стало возможным лишь после пятимесячной тотальной пропаганды профессиональных пиарщиков

YX50T

КРЮЧОК ДЛЯ СЕРДОБОЛЬНОЙ НАЦИИ

С телеэкрана на вас смотрит совсем юная девушка, не старше пятнадцати лет. Еле сдерживаясь от слез, она рассказывает ужасающую историю, которая случилась на её глазах. Она работала в больнице, куда ворвались вражеские солдаты. Бряцая оружием, они направилась прямиком в родовое отделение. Солдатня один за другим открывала инкубационные капсулы и вышвыривала из них новорожденных. А потом вояки выломали сами инкубаторы и забрали их с собой, оставив младенцев умирать на холодном полу больницы.

Последние слова девушки тонут в слезах. Она не в силах промолвить ещё хоть слово. Ну, а вы? О, вы полны праведного гнева! Вы готовы во что бы то ни стало защитить девушку и отомстить за мертвых детей – пусть даже это зверство случилось в десяти тысячах километров от вашего дома….

Но что вы скажете, если вдруг выяснится, что вся эта история – циничная ложь? Что и «мёртвые дети», и подсадной «свидетель», и даже ваше сострадание – это грамотно просчитанная пиар-кампания, проведённая за определённую мзду и с одной-единственной целью: втянуть вашу страну в далёкую и совсем не нужную вам войну? 

А ведь именно это и случилось в реальности в далёком уже октябре 1990-го. Место действия – Капитолийский холм, Вашингтон, США. «Невинные жертвы» – кувейтские дети. «Палачи» – солдаты иракской армии, вторгшейся в Кувейт в августе того года. Девушка-«свидетель»…. Впрочем, правильнее называть её «лжесвидетелем».

Врунью звали Наира. В момент, когда она держала речь перед комиссией по правам человека при Конгрессе США 10 октября 1990 года, никто даже не поинтересовался, какая же у неё фамилия. А напрасно. Впоследствии выяснилось, что, будучи дочерью кувейтского посла в США Сауда Насера ас-Сабаха, эта девушка никак не могла оказаться в захваченном госпитале. Да и сам случай оказался выдуман от начала до конца – это также было вскрыто позднее. 

Но тогда страстные слова Наиры произвели эффект разорвавшейся бомбы. Способствовали этому сотни факсов с её речью, разосланных во все ведущие американские СМИ сотрудниками крупнейшего в мире пиар-агентства Hill&Knowlton. 



КТО ПОЙДЁТ УМИРАТЬ ЗА ПРИНЦЕВ?

Историю про малюток, умерщвлённых иракскими солдатами, обсуждала после этого вся Америка, включая президента страны. Именно эта история переломила общественное мнение, дотоле отказывавшееся верить в необходимость военного вмешательства Америки в дела на Ближнем Востоке. Она же, как считается, обеспечила пять голосов перевеса сторонников войны в Сенате США при ключевом голосовании 12 января 1991 года о применении силы против Ирака. Через пять дней после этого началась операция «Буря в пустыне», первая в современной истории война «в прямом эфире». Первая война, в которой больше, чем сами боевые действия, значило их пиар-сопровождение.

Но причём тут пиарщики? Дело в том, что сейчас каждому малютке известно: 23 года назад безжалостный иракский диктатор Саддам Хусейн напал на маленький беззащитный Кувейт, после чего свободолюбивый Запад в едином порыве встал на защиту этого неокрепшего ростка демократии. А тогда, в 1990-м, Ирак считался на Западе проверенным союзником, с которым у Штатов были налажены отличные отношения. Во многом именно по этой причине Саддам и отважился напасть на Кувейт. 

Что касается «неокрепшего ростка», то в те времена каждый американец, интересовавшийся внешней политикой, знал, что в Кувейте царит средневековый авторитаризм, узаконивший рабство над гастарбайтерами и зажимавший любые проявления гражданских свобод. При этом, как это водится, отпрыски царствующей семьи ас-Сабахов прожигали жизнь в столицах Старого и Нового миров. 

Ещё в августе 1990-го, когда Ирак только напал на Кувейт, американцев, желавших проливать кровь за интересы купающихся в нефти арабских принцев, было кот наплакал – и продать народу Америки ненужную ему войну на Ближнем Востоке было делом почти нереальным. Вот тогда за дело и взялось пиар-агентство Hill&Knowlton.



ОНИ ЗНАЛИ ДРУГ ДРУГА В ЛИЦО

Официальная нынче версия гласит, что пиарщиков из Hill&Knowlton нанял за жалкие 10,7 млн долларов лично кувейтский эмир через бутафорскую организацию «Граждане за свободный Кувейт», выступившую формальным заказчиком пиара. Однако, судя по тому интересу, который питала к ближневосточной нефти администрация Белого дома, да и по всему дальнейшему ходу событий, истинными «деловыми партнерами» пиарщиков из H&K, очевидно, выступили большие шишки из Вашингтона. 

Им не пришлось даже знакомиться – ключевые менеджеры H&K долгие годы работали на американскую политическую элиту: от Роберта Кеннеди до Джорджа Буша-старшего. Не менее занятный факт: знаменитый американский FARA, «оригинал» недавно принятого российского закона об иностранных агентах, прямо запрещал пиарщикам втайне промывать американские мозги за кувейтские деньги, но министерство юстиции США попросту закрыло глаза на это безобразие.

Так или иначе, но когда-то завсегдатаи американских «коридоров власти», а теперь пиарщики из Hill&Knowlton ретиво взялись за дело. Эпизод с Наирой был лишь кульминацией той мощнейшей пиар-кампании, которую развернула в США эта фирма. Правда, кульминацией блестящей: тогда, в октябре 1990-го, никто даже не обратил внимание на то, что «комиссия», перед которой выступила «девочка-очевидец», – это не более чем неофициальная организация, и поэтому Наира могла врать напропалую: клятвы говорить правду от неё никто не потребовал. 

И всё же основная работа пиарщиков из H&K была проведена до этой развязки. Они работали с масс-медиа и лоббировали конгрессменов, они нанимали общественные организации и проводили целые пресс-конференции на тему «иракских зверств», они спонсировали соответствующие рекламные акции: от общенационального празднования «Дня Свободного Кувейта» до выпуска десятков тысяч футболок и наклеек на бамперы с надписью «FreeKuwait!». H&K организовывала интервью с кувейтцами, посетившими США; рассылала в прессу «письма заложников из непокорной страны»; ставила радиошоу и выпускала книги. И терзала, терзала, терзала американские СМИ. 

Когда перед публикой нужно было выпустить кувейтского посла, его прическу и одежду пиарщики меняли в соответствии со вкусами публики на тот момент. Не гнушалось агентство и созданием пропагандистских роликов, которые просовывало в теленовости под видом очередного «репортажа с мест». Цинизм зашкаливал: вой о «правах человека» в оккупированном Кувейте H&K перемежала с «консультированием» другого своего клиента – властей Индонезии, которые сами в тот момент оккупировали Восточный Тимор, убив в этой стране не менее ста тысяч человек.

В итоге, за каких-то пять месяцев контора под именем Hill&Knowlton«вскипятила» общественное мнение Штатов до полной готовности к самопожертвованию во имя ближневосточной нефти. Голосование в Сенате оставалось уже чистой формальностью, особенно на фоне таких правдивых девичьих слёз.



ТЕПЕРЬ И В РОССИИ

Сама операция «Буря в пустыне» вошла в историю мировой пропаганды как образцовый пример «постановочной войны». На этой войне не было журналистов, оставшихся без «попечения» со стороны военных, – как не было и репортажей «с мест боевых действий», избежавших цензуры. В итоге всё, что помнит мир о той войне, – это растиражированная телекартинка с «умной бомбой», попадающей точно в нарисованный белый крестик: образ, призванный доказать отсутствие «сопутствующих» жертв среди мирного населения.

Вся эта история так и вошла бы в коллекцию мировых «уток», если бы H&K не работала и поныне – в том числе в России. Как сказано на сайте самой компании, объединившейся в 2012 году с PBN Company, у нас и в странах СНГ американские пиарщики «провели большое число высокоэффективных отмеченных наградами национальных общественно-просветительских кампаний» по широчайшей тематике: от массовой приватизации до реформы здравоохранения. Многое из этого финансировалось напрямую из ЕБРР, ООН, а также USAID и Всемирным банком. 

Cотрудничает с PBN Hill&Knowlton и российский бизнес, в том числе респектабельные компании с госучастием. Они ценят американских пиарщиков за профессионализм и большие связи и стараются не замечать шлейфа скандальных историй, вот уже полвека тянущийся за H&K. И всё же, если вы заметите, как общественное мнение по какому-то животрепещущему вопросу в течение нескольких недель меняет знак на противоположный, поинтересуйтесь, кого в этом деле наняли пиарщиками. Может статься, что вам скоро отправляться на войну.



Продолжение следует


Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...