В тупике либерального подхода — куда пропадают электрички

004Почему количество пригородных электричек в России будет сокращаться и дальше

С августа 2012 года в регионах страны начались отмены десятков пригородных поездов, что вызвало большое волнение в обществе. Ведь не секрет, что для огромных масс людей, ежедневно приезжающих на работу в крупные города из областей, электричка – единственный способ своевременно прибыть на рабочее место. Относительная дешевизна в сравнении с автотранспортом и отсутствие пробок на рельсовом полотне сделали электропоезда самым популярным видом общественного транспорта. 

ЕДИНСТВЕННАЯ И БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНАЯ

Автобусные маршруты, которыми региональные власти попытались компенсировать отменённые железнодорожные маршруты, всегда будут проигрывать в доступности и пунктуальности старой доброй электричке, пусть и набитой до отказа пассажирами. 

Понимая, как сокращение пригородных поездов осложнит жизнь населению, в марте этого года железнодорожники провели пиар-акцию: на несколько дней открыли в ста вокзалах страны общественные приёмные под лозунгом «Сохраним поезд!», разъясняя пассажирам причины недофинансирования пассажирских перевозок и собирая обращения граждан к правительству в защиту сохранения этого социально важного вида транспорта. 

А совсем недавно, в сентябре, четыре жительницы Пыталовского района Псковской области заявили через местную газету, что в случае отмены электрички Пыталово—Псков, перекроют дорогу в знак протеста. Остаться без сообщения с облцентром могли жители ещё нескольких деревень Пыталовского района. 

Тогда поезд удалось отстоять, но в РЖД дали понять, что решение этого вопроса теперь зависит не от них, а от областных властей. Прогноз неутешителен: таких железнодорожных драм в стране, похоже, будет всё больше. Острее всего проблема стоит в Уральском регионе. В Курганской и Челябинской областях железнодорожные перевозки сокращены на 38%. 

Использовать отчаянную ситуацию в своих провокационных целях не замедлила либеральная оппозиция, включив программу по дискредитации президента РЖД Владимира Якунина устами выдающегося антикоррупционера Алексея Навального, имеющего судимость за хищение лесных ресурсов. 

Планомерно и методично блогер разъясняет общественности связь нарастающего железнодорожного кризиса с офшорной бизнес-империей, которую якобы создал главный железнодорожник для перекачивания денег из гигантского, но стареющего железнодорожного хозяйства страны. Вот поэтому, дескать, у нас такие бешеные цены на билеты, вот поэтому почти нет скоростных поездов, а на железной дороге постоянно происходят аварии из-за изношенности путей и составов. 
Поэтому ли? 

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ЗА ЧУЖОЙ СЧЁТ

Два года назад федеральное правительство объявило войну росту тарифов на социальнозначимые услуги, включая общественный транспорт. При этом компенсацию потерь перевозчиков решено было переложить с федерального бюджета на региональные. 

И тут, как водится, начался бардак. Пригородные перевозки были переданы от РЖД специально образованным ППК – пригородным пассажирским компаниям, чтобы исключить субсидирование пассажирских перевозок за счёт доходов от грузовых. ППК же оплачивают РЖД аренду и ремонт подвижного состава, а также зарплату локомотивным бригадам. 

Предполагалось, что если региональные власти устанавливают тариф на проезд ниже себестоимости, то они обязаны компенсировать перевозчику разницу между реальной стоимостью проездного билета и установленной властями. В результате заниженные тарифы на пассажирские перевозки установили почти все регионы, а полностью компенсировали убытки в 2012 году только 16 из них, ещё 37 – частично были, а в бюджетах шести субъектов такие компенсации не предусмотрены вовсе. 

Больше всего железнодорожники обижены на Челябинск и Курган. Не желая компенсировать перевозчикам выпадающие доходы, здесь активно вкладываются в развитие автодорожной инфраструктуры, наращивая объёмы автобусных перевозок. Учтено ли при этом мнение тех, кому удобнее ездить на электричках? Сомнительно. 

В результате, в 2012 году РЖД понесли убытки в размере 10 млрд рублей, пришлось отменить в целом по сети 215 наименее рентабельных пригородных поездов. И это только начало. 

К 2015 году правительство намерено окончательно освободиться от социальных обязательств по доступности железнодорожного транспорта населению. Если в 2013 году минфин России оказал бюджетную поддержку пригородной инфраструктуре железных дорог в размере 25 млрд рублей, то с 2014 года федеральные субсидии могут быть отменены вовсе. 

Это значит, что региональным властям, как заказчикам транспортной услуги и регуляторам тарифов, будет гораздо сложнее расплатиться с пригородными пассажирскими компаниями и количество электричек по стране может резко сократиться, констатируют железнодорожники. 

При этом в будущем году планируется заморозить тарифы естественных монополий для промышленных нужд – на газ, электричество и грузовые железнодорожные перевозки. Однако ограничение роста тарифов уровнем инфляции не касается пассажирских перевозок, они продолжат дорожать теми же темпами, что и раньше, то есть на 10% ежегодно. 

Тем не менее, по оценкам экспертов, ежегодно от такого положения вещей РЖД будет терять не менее 50 млрд рублей. Вариантов тут немного: или в несколько раз придётся поднять стоимость проезда, или сокращать маршруты. 

ГДЕ ЖЕ ПРИБЫЛЬ?

Помимо этого, в целях компенсации убытков монополист идёт на непопулярные меры внутри собственных структур. В течение этого года свыше 180 тысяч сотрудников вынуждены были отгулять 9 дней отпуска за свой счёт. Это должно было сэкономить 4,5—7 млрд рублей. На сегодняшний день в РЖД работает около 1 млн человек. Зарплаты и социальные выплаты компании составляют 649 млрд рублей из 1,5 трлн общих расходов. 

В сравнении с 2011 годом, чистая прибыль РЖД упала более чем в два раза (со 170 до 78 млрд рублей). За счёт субсидий и распродажи непрофильных активов пока удаётся не скатиться в минус. Рассматривается вопрос об увольнении более чем 60 тысяч сотрудников и сокращении рабочей недели для остальных. Про модернизацию подвижного состава, строительство новых дорог скоро можно будет вообще забыть. 
Обращения руководства РЖД в правительство за субсидиями вызывает острую аллергическую реакцию у блюстителей чужой честности. Так, в начале этого года Сергей Доренко обвинил президента РЖД, ни много ни мало, в том, что тот «шантажирует власть», отменяя поезда и требуя денег из бюджета. Журналист неподдельно удивлялся, как это Якунин ухитрился сделать «нищей» потенциально прибыльную корпорацию. 

Видимо, несовместимость прибыли и социальной ответственности в одном экономическом пространстве принципиально не воспринимается либеральными умами, жить которым в рыночной действительности и лучше, и веселее. Всё, что им не даёт покоя, – это «недоприватизированность» потенциально прибыльных государственных активов.


Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Правила использования материалов

Информационные тексты, опубликованные на сайте jpgazeta.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов ЖП требует письменного разрешения редакции ЖП. При любом цитировании материалов на серверах сети Интернет активная ссылка на газету «Журналистская Правда» обязательна. 18+

© 2020 ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАВДА 18+