Не оставляя следов на снегу — на смерть Кузьмы Рябинина, соратника Егора Летова

17.03.2020 10:08

16 марта в своей квартире от неизвестной пока что причины умер 55-летний Константин Валентинович Рябинов. Более известный как Кузя УО – самый близкий друг и соратник Егора Летова, его единомышленник и сотворец, один из основателей группы «Гражданская Оборона» и бессменный творец проекта «Коммунизм».


Летова знают все, Кузю знают лишь те, кто пошёл в постижении сибирского панка дальше десятка популярных песен и вдруг с изумлением обнаружил себя на совершенно незнакомом и крайне причудливом ландшафте, в странном мире с другой гравитацией и законами физики. Имя этому миру – «Коммунизм», проект, который в отличие от экзотеричной «Гражданки» был ориентирован на эзотерический круг «подлинных ценителей». Кузя не написал для ГО ни одной песни, но зато как развернулся в «Коммунизме»!


Собственно, и сам «Коммунизм», костяк которого составляли Летов, Рябинов и Олег «Манагер» Судаков, пока ещё мало осмыслен и надёжно застрахован от попсовой рецепции своей необычностью, что позволяет предполагать, что он и останется там, где задумывали его творцы – на орбите маргинализма, но маргинализма самого отборного и талантливого. Вкратце идея была такой: ничто не может выразить кошмарность и одновременно игривость реальности лучше, чем она сама. Поэтому, решили Летов, Кузя и Манагер, для максимального художественного эффекта нужно просто расположить фрагменты реальности в нужном порядке и в необычной обработке!


«Музыканты проекта создавали и записывали объекты так называемого «коммунизм-арта»: помимо композиций, авторами которых были сами участники проекта, в записях использовались элементы произведений самых разнообразных авторов, как то Льва Ошанина, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Сулеймана Стальского, Василия Розанова, Франца Кафки, Даниила Хармса, Исикавы Такубоку, Леонида Андреева, Сергея Михалкова, Ленина, Брежнева, Хо Ши Мина, И. С. Баха, Public Image Limited, Ramones, Buzzcocks, оркестра Ф. Гойя и многих других в виде текстов, семплов, фрагментов фонограмм», — рассказывает нам «Википедия». Но эти сухие строки не дают никакого приближения к тому путешествию Алисы в Страну советских чудес, которое совершал каждый, кто ставил слушать альбом «Коммунизма» (ну, скажем, «Благодать» — компиляцию лучших композиций)! Музыкальный Босх или сон Даниила Хармса, ставшего вдруг главой Советского Союза? Галлюцинации тракториста, принявшего ЛСД после первого прочтения Кафки или спиритический сеанс с Серебряным веком? Рэп-баттл Александра Введенского и Иосифа Сталина или предсмертные видения Юрия Мамлеева? Всё это вместе!


ГО мог слушать каждый ПТУшник, до «Коммунизма» нужно было дорасти! Собственно, какое-то время он и был любимым проектом участников «Гражданской обороны», которым надоела плебейская шумиха вокруг их творчества, решивших уединиться в «башне из слоновой кости».


Если кратко, то «Коммунизм» — это лучшее и самое масштабное явление советского авангарда, его opus magnum. А вполне возможно, что и не только советского, но и всей экспериментальной русской культуры, включая дореволюционную. Давайте просто послушаем. В зале остаются ценители, остальных просим на выход.





Кстати, всенародно известная песня «Фантом» впервые была записана именно «коммунистами» и только потом, в укороченном варианте, перепета «Чижом»!



Очень значимой и весомой частью «Коммунизма» были современные народные песни. Альбом «Солдатский сон» был полностью создан на текстах из натурального дембельского альбома. Если кто-то очень боится авангарда – «Солдатский сон» будет самым низким порогом вхождения в «Коммунизм», а также увлекательным погружением в дворовый фольклор советской эпохи, трансформированный в метамодерн и постиронию, хотя Егор и Кузя не знали тогда этих слов.


В отличие от Летова, всегда яростно утверждавшего личный образ как важную часть своего творчества, Кузя был «человеком в тени», но вовсе не потому, что ему было стыдно выйти на свет. «Если говорить о «Гражданской обороне», то ее, наверное, можно перерасти, она простовата. Летов никогда не выходит за подростковый уровень мышления, пусть он и предан ему оголтело и максимально энергично… А вот как перерасти Кузю УО — я не знаю. Он же транслирует некое совершенное слияние с миром, он подобен Сиддхартхе и достиг вершин мудрости, прозревший человек, и я, наверное, никого больше не знаю, кто до такого в состоянии дойти. Как можно перерасти совершенство?» — так экспрессивно восклицает Иван Смех, один из авторов книги «Следы на снегу. Краткая история сибирского панка».


Кстати, про Ивана Смеха. Важный критерий творческой успешности – «передача эстафеты» своих идей и эстетических принципов следующим поколениям. Как ни странно, но эзотерический «Коммунизм» сумел сделать это, что называется, «без шума и пыли», но очень эффективно. В середине нулевых Смех, слушавший разную чепуху, вдруг услышал «Коммунизм», что стало большим потрясением и весьма повлияло на такой значимый проект современного российского андеграунда, как «Ленина пакет» (кто не верит – просто включите альбом «Гетто нелепых людей» — это «Коммунизм XXI века»). Потом стихи Смеха и его «Новую эстетическую теорию» полюбит Вячеслав Машнов, более известный как Гнойный, или Слава КПСС, и вот – над баттлом Гнойного и Оксимирона, собравшим 45 миллионов просмотров и ставшим самым популярным в истории рэпа, незримо витает тень Кузи УО. «Бессмертные и живые в одной оскаленной цепи».


Константин Валентинович, дорогой наш и великий Кузя, спите спокойно. Ваше творчество уже прочно вплетено в ткань большой русской культуры, и она вас не забудет, запомнив как творца уровня Хармса или Кручёных.




Григорий Игнатов


Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Закрыть

Новости партнеров

Загрузка...

1 Комментарий

  1. Oberst:

    Перепевки дворовых песен 70-х не в самой лучшей обработке и исполнении. Впрочем на любителя. На мой взгляд маргинальная музыка

Написать комментарий

Лента Новостей

Новости партнеров

Новости партнеров

Загрузка...

Загрузка...