Загрузка...

Не стало «дикого прапора» из «ДМБ» Сергея Арцибашева

13.07.2015 15:30

Мы попросили рассказать о Сергее Николаевиче актера Константина Глушкова, который не раз работал с Арцибашевым на одной съемочной площадке

461403


Актер Константин Глушков: «Думаю, что основной причиной смерти было его «самоедство». Сергей умер от того, что сгорел. Потому что работа настоящего художника продолжается 24 часа в сутки»


На 64-м году жизни скончался актер и режиссер, педагог, народный артист России Сергей Арцибашев. Дата и место прощания и похорон пока не определены.


Сергей Николаевич в 1980-1989 годы был актером Театра на Таганке, а затем в 1991 году учредил Российский государственный театр на Покровке, бессменным художественным руководителем которого и являлся. С 2002 по 2011 также возглавлял Театр им. Маяковского. В репертуаре «Маяковки» и сейчас идут спектакли в его постановке: «Мертвые души», «Женитьба», «Банкет», «Развод по-мужски», «Любовь глазами сыщика».


Мы попросили рассказать о Сергее Николаевиче актера Константина Глушкова, который не раз работал с Арцибашевым на одной съемочной площадке.


614555


— С Арцибашевым я познакомился давно, еще будучи студентом ГИТИСа. То, что он умер – это, конечно, ужасно. Это всегда ужасно, когда человек уходит из жизни. Мне трудно сказать, что стало основной причиной смерти, но скорее всего, «самоедство». Он умер от того, что сгорел. Потому что работа настоящего художника продолжается 24 часа в сутки. Ты не можешь выключить себя и пойти спать, ты все равно об этом думаешь: ночью, во сне. А у организма же существуют свои ресурсы. Тем более все эти передряги, тем более на его долю выпали 90-е сумасшедшие годы. Я представляю, как ему было сложно, трудно. Неприличные истории, скандалы в театре – это все бьет по нервам художника. Он живет в такое время, в таком обществе, что от этого никуда не деться. «Времена не выбирают, в них живут и умирают».


— Что можете сказать о Сергее Николаевиче, как о человеке?


— Только хорошее. Он производил на меня впечатление такого человека метущейся души, такого неприкаянного на съемках. Мы с ним вместе снимались в фильме «12» у Никиты Сергеевича Михалкова, и у меня там была не центральная роль, в я эпизоде играл адвоката обвиняемого мальчика. Я наблюдал за Арцибашевым и, мне казалось, что он всегда как-то в сторонке. Был такой «одиночкой в толпе». Он все время наблюдал. Актер он был великолепный. И комедийный актер, достаточно назвать его роль в «ДМБ», где он играл военного офицера.


В кино Сергей Арцибашев играл в основном в эпизодах и чаще — характерных и узнаваемых персонажей. Среди его двадцати фильмов — «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты» и «Небеса обетованные» Эльдара Рязанова, «Ширли-мырли» Владимира Меньшова и «12» Никиты Михалкова. Но, пожалуй, самой узнаваемой его ролью в кино стал «дикий прапор» из серии «ДМБ».


— Константин! Как думаете, почему Сергею Арцибашеву удалось так точно изобразить «дикого прапора» в картине «ДМБ» и войдет ли он в историю кино с этой ролью?


— Безусловно. А удалось изобразить потому, что сыграл мастерски. Играть комедию сложнее всего. И актеры, которые умеют играть комедию, их единицы. Это не КВН, не «Наша Раша», где кривляются просто мальчики, потом стареют и уходят из нашего сознания. А это очень серьезная актерская работа. Тут же очень важно не переиграть и быть органичным в этом облике прапора. Это очень сложно. Почему считают вершиной актерской профессии клоуна? Потому что клоунов по пальцам пересчитать. Это была филигранная работа. Поэтому она и запала в душу, потому что была настоящей. И я помню своего такого офицера, это была правда тех лет. Ничего обидного в том, что он войдет в историю только этой ролью, нет. Ерунда. Попробуйте так сыграть, чтобы войти в историю. Вот есть артист Ярмольник. Все его хают, ругают. А вы попробуйте так изобразить «цыпленка табака» и войти в историю.


Жизнь Сергея Арцибашева оказалась неразрывно связана с театром — он работал с Любимовым и Эфросом, ставил не только на Покровке и в Театре имени Маяковского,. но и в Театре сатиры, где в его спектаклях играли Александр Ширвиндт и Михаил Державин. Он и сам выходил на сцену в своих постановках, вспоминая актерское образование, старался показать, как именно надо сыграть ту или иную сцену.


-Константин, что для Сергея Николаевича было важнее: работа в театре, педагогическая деятельность, кино?


— Вы знаете, он был очень увлекающимся человеком. Но, театр, я думаю, ему был ближе. Он был настолько уникален, настолько любил свою профессию, что отдавался до конца, делая свою работу, невзирая ни на что: ни на какие препоны, ни на какие помехи, ни на какие слухи, которые ходили вокруг Арцибашева в последнее время. То, что он талантливый режиссер – это безусловно. Доказательство его спектакль, его театр. В театре Маяковского он работал, достаточно, успешно.


— Тем не менее, было дело, и труппа театра устраивала ему бойкот…


— Конечно, как всякий талантливый актер и режиссер, он был эмоциональным человеком. Может быть, даже где-то несдержанный. Может, в душе он потом жалел о каких-то своих словах, поступках – это нам не дано знать. Но все мы люди. И, судя по тем спектаклям, когда он работал режиссером в Театре Маяковского — он работал очень много, очень плодотворно – не все спектакли равнозначные, но, безусловно, это были заметные явления в нашей театральной жизни. Большое видится на расстоянии. Сейчас, по горячим следам можно говорить не совсем объективно на счет Арцибашева. Тот театр, в котором он был до «Маяковки», куда он потом вернулся, как сказать, «королевства маловато» для такого таланта. А когда он пришел в «Маяковку», конечно, он стал ставить, и, конечно, кому-то не нравилось. Тем более он пришел после такого мастера, как Гончаров Андрей Александрович. Конечно, его сравнивали все время с Гончаровым. Но… Пройдет время, и мы поймем, кого недооценили и потеряли…


Напомним, Сергей Николаевич Арцибашев родился 14 сентября 1951 года в селе Калья Свердловской области. Окончил Уральский политехнический техникум, а затем актерский факультет Свердловского театрального училища (1976, курс В.Козлова).


В 1981 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа (курс М.О.Кнебель). По окончании ГИТИСа был приглашен Ю.П.Любимовым в Театр на Таганке, где проработал до 1989 года.  С 1989 года — главный режиссер Московского театра Комедии, с 1991 года (с момента его переорганизации из Московского Театра Комедии) — художественный руководитель, режиссер и актер Российского Государственного театра на Покровке.


Возглавив театр на Покровке, он неизменно играл главные роли во всех своих спектаклях. Среди его героев — Гамлет, Ленин, Мольер.


В период 1987-1992 годов поставил несколько спектаклей в театре имени В. Маяковского, в 1998 году — в Театре «Новая опера» («Евгений Онегин»).


Помимо работ в театре на Таганке и Театре им. Маяковского, Арцибашев выпустил в Центральном Академическом Театре Советской Армии спектакль «Стрелы Робин Гуда» по В. Скотту (1981); в Саранске — «Чертановскую чертовщину» А. Шеянова (1990).


С 1986 года преподавал в ГИТИСе.


В 2002-2011 годах возглавлял Театр им. Маяковского.


Фрагмент из ДМБ:



«Журналистская правда» приносит соболезнования родным и близким Сергея Николаевича Арцибашева.



Вячеслав Бочкарёв


Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...