Загрузка...

Чтобы спам не беспокоил

11.10.2013 15:37

 


stop_spam


Уже второй год почти ежедневно мне звонят из одного спа-салона с предложением пройти бесплатную спа-процедуру или получить какой-то подарочек. Я не помню, сколько раз я объясняла им, что не интересуюсь их предложением, и просила удалить меня из их телефонной базы. Бесполезно. 

«Задолбали уже!» – ответила я как-то на очередной их звонок, раздавшийся субботним утром в девять часов. И услышала в ответ: «Вы меня уже тоже задолбали!» Через несколько дней из спа-салона позвонили снова, всё с тем же… Пытаясь понять, как оградить себя от телефонного спама, я пришла к выводу, что таких способов сегодня… просто не существует. 

И вдруг – интересное сообщение из Госдумы. Наши законодатели тоже ищут спасение от этой беды. Новый способ борьбы с телефонным спамом предложил депутат от «Единой России» Илья Костунов. Он подготовил законопроект, пред­усматривающий создание специальной базы сотовых номеров абонентов, не желающих получать рекламные эсэмэски и звонки. База будет называться «Не беспокоить», и абоненты смогут вносить в неё свои телефонные номера через сайт «Госуслуги». 

По идее Костунова, рекламодатели будут сверяться с этой базой перед тем, как запустить свою рассылку. Внесение номера абонента в список «Не беспокоить» будет давать право контролирующим органам наказать спамера по ст. 14.3 КоАП («Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности») штрафом от 100 до 500 тыс. рублей. Для того, чтобы эта идея заработала, депутат подготовил поправки в законы «О связи», «О персональных данных» и «О рекламе». 

Но и на сегодняшний день в законодательстве предусмотрены меры борьбы с распространением незаконной рекламы (если абонент не давал личного согласия на её получение конкретному рекламодателю), – в частности, по статье 18 закона «О рекламе». Её нарушителей ловит Федеральная антимонопольная служба. Буквально на днях кемеровские антимонопольщики оштрафовали некую компанию за незаконную рекламу услуг такси по смс. В ведомство обратились сразу три жителя Кузбасса с жалобой на смс-спам. Тогда же бурятское УФАС вынесло предписание ещё одной фирме о прекращении незаконных рассылок с рекламой туристической фирмы. В обоих случаях возбуждены административные дела о нарушении закона «О рекламе», спамерам грозит штраф от 100 до 500 тысяч рублей. Что меняет в действующем законодательстве поправка Костунова? 

«Даже если спамера поймали, в 90% случаев он представит доказательства того, что вы сами когда-то разрешили ему этим заниматься, покажет распечатку с сайта и т. д. А дальше в лучшем случае будет длительная тяжба с ним», – пояснил Илья Костунов интернет-газете «Взгляд». Но большую часть смс-спама мы получаем всё-таки не от тех фирм, где оставили своё согласие на рассылку, а совсем от других отправителей, с которыми никогда не имели никаких дел и никаких согласий им не давали. 

Распространители смс-спама оправдывают свои действия тем, что абонент где-то оставлял свой номер для добровольного получения смс-рассылки, а к ним он попал «по линии информационного сотрудничества» с той фирмой, где абонент заполнял анкету. То есть, компания, в которой вы оставили свой сотовый номер в качестве закрытой личной информации (фитнес-клуб, страховая фирма или сайт по трудоустройству), попросту «слила» свою контактную базу другой фирме, что также является нарушением закона. 

«Реклама признаётся распространенной без предварительного согласия абонента, если её распространитель не докажет, что такое согласие было получено», – это подтвердили в антимонопольном ведомстве. Костунов считает, что антимонопольщики слишком загружены работой и нужно вырабатывать дополнительные механизмы борьбы с этим злом. По его задумке, контролировать ведение и работу базы «Не беспокоить» будут уполномоченные органы, например Роскомнадзор. В любом случае, убеждён Костунов, этот орган должен быть связан с операторами сотовой связи. 

Но не все сотовые операторы готовы сотрудничать с антимонопольной службой, отмечают сотрудники ФАС. Ещё бы! В конечном счёте, телефонный спам выгоден всем задействованным в нем субъектам, кроме получателей. Выгоден заказчикам, так как это самое адресное доведение рекламной информации и гарантированный просмотр. Выгоден спамерам, поскольку заказчик платит за рассылку. Выгоден и операторам, так как они получают плату за трафик большого объёма в короткий срок, и одновременно с этим – за услуги по избавлению абонентов от спама. 

Руководитель отдела по связям со СМИ одного из сотовых операторов «Большой тройки» рассказал нам, как благодаря их системе «Антиспам» выросло за последний год количество блокируемого смс-спама с коротких и буквенных номеров, и заверил, что на сегодня 98% смс-рассылок мошеннического характера поступают на номера их абонентов от других операторов связи. В дополнение к системе «Антиспам», у оператора действуют и другие сервисы, которые позволяют абонентам самостоятельно блокировать входящие смс с цифровых, коротких и буквенных номеров. 

«Чтобы установить запрет на получение нежелательных SMS, достаточно отправить SMS с определенным текстом на бесплатный номер…», – завершил свои разъяснения менеджер. Правда, при попытке воспользоваться указанной возможностью выяснилось, что бесплатный сервис телефонный спам не блокирует, а делает это иная, платная услуга за 1,5 рублей в день. 

Зато в другой, не менее известной сотовой компании, считают, что операторам не хватает законных прав блокировать спам на его пути к абонентам: «Операторы должны пропускать весь трафик!» Налицо явная путаница: одни операторы готовы блокировать спам за деньги, а другие считают, что вообще не имеют такого права… 

«Оператор будет заинтересован в недопущении таких рассылок. Права на блокирование спама у оператора к сентябрю будут», – пообещал Костунов на своей странице ВКонтакте и добавил: «Без сговора/соглашения с сотрудниками оператора ни одна рассылка не возможна». 

В настоящее время законопроект ожидает официального заключения в правительстве, а его вступление в силу планируется с 1 сентября 2014 года. Решит ли он проблему телефонного спама? Пока очевидно, что инициатива Костунова даст возможность собрать все номера противников телефонной рекламы в одном месте, чтобы её рассылателям легче было не нарушать закон. Принципиальное же решение проблемы возможно лишь в том случае, если у операторов появятся не только права, но и обязанности по соблюдению уже имеющихся законов, защищающих абонентов от телефонного спама.


Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...