«Хопёрский» конфликт показал, что не всякий Гражданский протест следует считать оппозиционным.
Противостояние между «Уральской горно-металлургической компанией», которая собирается производить разработку медно-кобальтово-никелевых месторождений в Новохопёрском районе Воронежской области, и местными жителями, которых поддерживают многочисленные экологические организации и активисты с нескольких областей юга России, переросло в открытое столкновение.
Как сообщают СМИ, нападение на вахтовый поселок геологов в Новохопёрском районе Воронежской области было совершено вечером 22 июня. После завершения санкционированного митинга противников никелевых разработок, прошедшего в поселке Сорокинский, около тысячи его участников направились к лагерю геологов, где попытались сжечь две буровые установки стоимостью по 30 млн. рублей каждая, бытовки и другую технику.
В официальном заявлении компании УГМК по этому поводу говорится, что «началом беспорядков послужил очередной несанкционированный митинг, состоявшийся в непосредственной близости от территории проведения геологоразведочных работ. В нём приняло участие значительное количество приезжих из Волгоградской, Ростовской и других областей. На мероприятии звучали открытые призывы к насилию, неповиновению властям и совершению противоправных действий. В результате участники митинга двинулись к лагерю геологов».
Движение же «В защиту Хопра» сообщает на своём сайте, что в согласованном митинге 22 июня приняли участие около четырёх тысяч человек. В нападении на лагерь геологов принимали участие, по данным движения, несколько сотен человек. Также обращается внимание на то, что геологоразведка в Новохопёрском районе ведется на землях, арендованных с целью производства сельскохозяйственной продукции. Предписания полиции Новохопёрского района об устранении нарушений землепользования компания, ведущая геологоразведку, не выполняла и не выполнила до сих пор.
Активисты-экологи и присоединившиеся к ним казаки и националисты протестуют против добычи никеля на Еланском месторождении в Новохопёрском районе с начала 2012 года. Компания УГМК, выигравшая конкурс на разработку месторождения, уверяет, что добыча никеля не угрожает экологии, приведет к росту экономики региона и к созданию новых рабочих мест. Экологи, в свою очередь, заявляют, что разработка месторождения нанесёт огромный ущерб окружающей среде, и польза от создания тысячи рабочих мест не сопоставима с потенциальным вредом, который может принести разработка и обогащение медно-кобальтово-никелевых руд в заповедных местах, в самом сердце русских чернозёмов. Дело осложняется тем, что в зону возможного поражения грунтовых вод токсичными отходами попадают такие реки, как Хопёр, впадающий в Волгу, и Дон.
«Нам говорят о замкнутом цикле производства, о его экологической безупречности, – рассказывает житель Новохопёрска Николай, – но скажите, можно ли доверять компании, которая с самого начала ведёт дела с нарушением законодательства? Если УГМК в открытую нарушает режим землепользования на арендованных участках и натравливает сотрудников ЧОП на экологов-активистов, то почему мы должны верить в то, что компания будет тратить сотни миллионов долларов на создание замкнутого цикла производства? Нас пытаются представить «белоленточниками», которые хотят расшатать лодку – но это не так. Это попытка свалить с больной головы на здоровую. Мы в ответе за будущее своих детей, и поэтому не можем и не собираемся отступать, так как производство никеля может превратить наш заповедный край в ядовитую пустыню».
Стоит добавить, что не так давно сотрудники ЧОПа, охраняющего лагерь геологов УГМК, схватили нескольких участников протестного пикета, затащили на охраняемую территорию, после чего избили их и выбросили через забор. По этому факту местная полиция возбудила уголовное дело.
Симптоматично, что после поджога буровых Следственный комитет РФ инициировал проверку законности возведения самого геолого-разведочного лагеря. Судя по всему, государство и УГМК по-разному понимают, что такое социальная ответственность бизнеса.
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).