Загрузка...

Опять двойка

18.06.2013 15:17

ЕГЭ


Министерство образования вновь оказалось бессильным перед «фактором ЕГЭ». Главной медиановостью прошлой недели снова, как и год назад, стал Единый государственный экзамен. Вся страна вновь увидела, что реформа образования, центровой осью которой считается унификация выпускных экзаменов, даёт сбой. 
Впервые ЕГЭ ввели в 2001 году. Введение единого экзамена объяснялось так. Дескать, в вузы на бюджетные места поступают вполне конкретные люди по заранее известной договорённости. О проверке знаний учащихся в школе речи не идет вовсе. Какой директор школы в здравом уме позволит не сдать главный экзамен серьёзному количеству учеников? Поэтому нужен такой экзамен, который не зависит от мотиваций местного школьного начальства. Если экзамен будет проверять не школа, а районное управление – настанет счастье. Увы, как всегда, гладко было на бумаге, да забыли про овраги…
Во-первых, оказалось, что не все готовы честно проверять экзаменационные материалы. С новой системой чем дальше от Москвы, тем лучше у выпускников результаты. Вспомним хотя бы феномен дагестанских филологов, постигших русский язык лучше чем носители языка, или массовую выдачу справок школьникам для досрочной сдачи, и многое прочее. 
Не все согласны и с принципами составления экзаменационных вопросов. Если в прошлые годы на экзамен по русскому языку выдавалось либо сочинение, либо изложение (по выбору), то нынешний ЕГЭ состоит из трёх разных заданий, лишь одно из которых творческое. Основной бедой при натаскивании на ЕГЭ является «наивное письмо». Сергей Шмидт, преподаватель из Иркутска, объясняет это так: «Школе надо срочно бросать всё и учить школьников просто писать тексты — учить внятно и более или менее “не по-детски» излагать свои если не мысли, то хотя бы знания. Провал намечается по этой линии. По линии письма. Что, в общем-то, ожидаемо и научно-объяснимо».
Кроме того, начались уже прямые непотребства. В этом году, как и раньше, экзаменационные билеты были выложены на всеобщее обозрение за сутки до самого экзамена. Это начисто дискредитирует саму идею «независимого экзамена».
В такой обстановке не удивительно, что вузы, как могут, защищаются от ЕГЭ. МГУ и СПбГУ сходу отказались принимать его результаты и берут на обучение согласно внутренним экзаменам. Вузы попроще пошли на тактическую хитрость. Всех, кто явно не соответствует заявленным в ЕГЭ знаниям, «валят» на первой сессии. Это несложно, достаточно провести пару тестов.
Министерство образования на все вызовы реагирует крайне вяло и постфактум. Премьер-министр Дмитрий Медведев выступил с речью, в начале которой было в полшутки сказано: «Как жаль, что у нас много часовых поясов». Тогда, мол, владивостокские школьники не смогли бы подсказывать калининградским ребятам. Но неужели нельзя было сделать отдельные задания для каждого федерального округа? Или даже для губернии? Неужели никто не знает, в каких особенностях существует образовательная система на Северном Кавказе? 
Вместо решительных действий министр образования Дмитрий Ливанов проводит какие-то полумеры, которые по факту сводятся к частичной отмене ЕГЭ. Из последних «нововведений» – идея о том, чтобы проходной балл должен складываться не только из результатов самого ЕГЭ, но и из результатов аттестата и портфолио выпускника. Не совсем понятно, как будут следить за степенью адекватности аттестата, если даже за ЕГЭ уследить не могут. 
Вместо подобных полумер существует одна «капитальная мера», слишком редко используемая в отношении министров. Но г-на Ливанова она вряд ли устроит.


Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...