Ре-анимация

Российские мультфильмы снова завоёвывают отечественный и мировой телеэфир.

000004747

После развала Советского Союза российский телеэфир был отдан на растерзание западной продукции, в том числе и мультфильмам. За прошедшие годы снимать кино и телесериалы адекватного уровня отечественный производитель, по- хорошему, так и не научился, а вот мультики теперь у нас получаются на удивление неплохо. 

Российская мультипликационная школа является наследницей школы советской. Прежние мультфильмы были, прежде всего, дидактическим кино. Его делали редакторы, которые считали, что их миссия – обучать детей. При этом, к сожалению, подавляющее большинство мультиков минувших лет оказались «законсервированными» историями безо всякого продолжения – и уже к 80-м годам прошлого века многие из них смотрелись явными анахронизмами. В итоге, когда железный занавес рухнул, советские мультики стали стремительно терять место в эфире. 

Почему? Ответ кроется в подходе. Детская психика так устроена, что ребёнок сравнивает себя с персонажем фильма, смотрит, как ведёт себя главный герой, и повторяет за ним. Чтобы ребёнку было удобно и интересно следить за персонажем, снимается целый сериал. В этом сериале любимый герой проживает «продлённую жизнь», попадает не в одну, а в огромное количество различных жизненных ситуаций и тем самым постепенно проявляет (и формирует!) свой характер. Отдельную роль здесь играет маркетинг. К удачным мультфильмам давно уже выпускаются различные игры (в том числе и компьютерные), конфеты и канцтовары. В детских парках по мотивам мультфильмов строятся одноимённые аттракционы, а писатели пишут книги-продолжения приключений полюбившихся героев. Всё это превращает мультипликационного героя в «товарища по жизни», который существует прямо сейчас в «параллельном мире», все приключения которого, пока ещё не отснятые и даже не придуманные, юному зрителю только предстоит посмотреть.

Увы, у советской мультипликации не было сериалов. Можно, пытаться возражать и приводить примеры замечательных мультфильмов: «Ну, погоди!», «Кот Леопольд», «Приключения Попугая Кеши» и т. п. Однако даже в те, «докомпьютерные» времена норма выпуска для западного мультсериала составляла порядка 20-30 серий за сезон, в то время как самый «плодовитый» советский сериал «Ну, погоди!»«родил» 18 серий за 25 лет. Меньше, чем по серии в год! Нестерпимо мало. В итоге к концу 1990-х рынок мультипликации был полностью задавлен западными компаниями. 

Однако не всё оказалось так просто. Мы всё-таки люди с собственным менталитетом, и то, что на Западе идёт на ура, у нас «прокатывает» далеко не всегда. Классический пример – мультфильм «Том и Джерри». Отличный мультик, снят с юмором и даже с претензией на поучение. Но западный ребёнок сопереживает мышке, которая ловко обманывает назойливого кота, а российское чадо переживает за кота, которому всегда достается и которого вечно наказывают за то лишь, что он хочет навести в доме порядок. Иностранные мультфильмы, хлынувшие в страну в конце 80-х, не всегда были приятны детям и, что не менее важно, были совсем неприятны родителям, которым пришлось задуматься, кем же вырастет чадо, с детства насмотревшееся пускай и нарисованных, но массовых убийств. 

Спрос на «хорошие, годные» мультсериалы, учитывающие наш менталитет, родил предложение. 

В 2003 году на экраны российских телевизоров вышел мультсериал «Смешарики», повествующий о странных кругловатых зверьках, которые решали свои насущные проблемы. Сериал понравился как взрослым, так и детям. Если детей привлекла яркая и красочная прорисовка, богатство характеров (в мультике представлены почти все архетипы поведения, от задумчивого поэта до «сорвиголовы») и возрастное деление (в мультике часть персонажей выступает как «дети», часть как «взрослые», а некоторые как «старики»), то родителям понравилась незлобивость мультфильма, подзабытая советская дидактичность и, кроме того, умные истории, которые всё длятся и длятся. 

Сюжет отдельных серий, хоть и сделан принципиально для детского зрителя, но до конца понятен только взрослому человеку. Как может ребёнок осознать то чувство, когда на склоне лет понимаешь, что поругался с человеком не просто из-за пустяка, а из-за надуманного пустяка? Как пояснить ребёнку, что такое любовь, то сложное и противоречивое чувство, которое понятно всем, кто его испытал, но которое нельзя описать словами? В общем, мультфильм попал в яблочко. Более того, начал экспансию в другие страны. К этому дню права на показ «Смешариков» купили телекомпании более 60-ти западных стран. 

После успеха «Смешариков» подтянулись и другие отечественные проекты. В 2006-м вышел весьма популярный у целевой аудитории сериал про «лунную пчелу» по имени Лунтик, в рамках которого отснято уже более 400 серий. В 2009-м на экраны ворвался мультсериал «Маша и Медведь», повествующий о маленькой всем интересующейся девочке, которая вечно досаждает большому и доброму Мишке. Отдельно стоит «богатырский цикл» студии «Мельница» – несколько полнометражных мультипликационных фильмов про князя Владимира и древнерусских богатырей, успешно собирающие деньги в кинопрокате. 

Российская мультипликационная отрасль переживает подъём не только из-за того, что в отрасль пришли, наконец, спонсоры и меценаты. У отечественных мультсериалов нет принципиальных конкурентов на «идейном» поле: мультики не только не пугают качеством, но и выигрывают мировоззренчески. Как и должно быть, в них зло побеждается не «баблом» какого-нибудь «дядюшки Скруджа МакДака», а самым что ни на есть добром.


Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Правила использования материалов

Информационные тексты, опубликованные на сайте jpgazeta.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов ЖП требует письменного разрешения редакции ЖП. При любом цитировании материалов на серверах сети Интернет активная ссылка на газету «Журналистская Правда» обязательна. 18+

© 2020 ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАВДА 18+