Загрузка...

Сложности перевода

29.04.2014 16:46

4Ly-GTdYwCs


Крым в новых российских реалиях: узкие места.


У людей настроение хорошее, но этим кредитом бесконечно пользоваться нельзя», – это слова самого авторитетного участника крымских событий этого года, произнесённые в Симферополе на выездном заседании правительства России.


Алексей Чалый. Человек, сумевший выстроить настоящий инновационный бизнес с мировым именем. В 90-х и на территории с не ясным до конца правовым статусом – в Крыму и Севастополе. Абсолютному большинству наименование предприятия «Таврида Электрик», производящего вакуумное электрооборудование и поставляющего свою продукцию по всему миру, ни о чём не говорит. Однако узкопрофильность – а основными клиентами компании Чалого являются поставщики электроэнергии – только подчеркивает уникальность и инновационность продукции.


Два свежих субъекта Российской Федерации – Крым и Севастополь – больше ассоциируются как места отдыха. Хотя власть говорит о трёх основных точках роста этой территории: собственно туризм, сельское хозяйство, высокие технологии.


Малый бизнес и индивидуальные предприниматели во многом зависят именно от туризма. Но «недороссийскость» Крыма, вероятно, в этом году значительно сократит их доходы. 

В последние годы количество граждан Украины, предпочитающих отдыхать на полуострове, достигала 75%. И это более чем из 5 млн. всех приезжающих в здравницу. Львиная доля – практически 70% – добиралась поездом. Затем по популярности следовал автотранспорт и лишь потом – авиа. 

Пропагандистская работа украинских властей со стопроцентной вероятностью в разы снизит поток тамошних туристов на бывший отечественный курорт. А для россиян Крым оказался практически полностью отрезанным от основных транспортных артерий. Паромное сообщение Керченского пролива, конечно, не сможет обеспечить такого пассажиропотока. Даже если в аэро­порту Симферополя будут заходить на посадку только широкофюзеляжные современные авиалайнеры, цены билетов на которые будут бесконечно стремиться к цене билета на верхнее боковое место у туалета плацкартного вагона поезда Санкт-Петербург – Севастополь, показателя в 5 млн. человек в этом году Крым явно не наберёт. 

Многие пытаются убедить: мол, по-новому среднестатистический турист (а российский турист богаче украинского), да ещё направленный по разнарядке крупнейшей госкорпорации, способен обеспечить благосостояние по-старому среднестатистического индивидуального предпринимателя. Но это вряд ли. Целевые отдыхающие скорее будут способствовать поддержанию санаторного комплекса. 

Вероятно, власти попросят простить их за провальный туристический сезон и потерпеть. 

Хотя уровень жизни крымчан на фоне стремительно мчащейся в вертикальном штопоре Украины в новых рубежах может стать неким облегчением: «слава Богу, что у нас не так плохо, как у них». Но это лишь на год. И первое, что должно было бы дать ясный сигнал к переменам не только предпринимателям (для предпринимателей это вообще путь повышения рентабельности), но и простым гражданам, – снижение цен на топливо. 

Так, в Севастополе цены на 95-й достигают 43 рублей. Это уже после постепенного снижения, которое приписывается усилиям сотрудников ФАС. Основная причина таких высоких цен – доставка морем горючего с континентальной части. 

Крым остаётся пока вне России и в сфере связи. Несмотря на то, что на территории республики крупнейшие операторы связи непосредственно связаны с российскими МТС и «Вымпелкомом», эти сотовые компании пока не предприняли видимых усилий для перехода своих абонентов в российскую юрисдикцию. При этом к новому рынку присматривается «Мегафон» с его услугами четвёртого поколения (что стало бы просто рывком – в Крыму нет услуг даже 3G) и TELE2 (кстати, тоже заикнувшееся об LTE на воссоединившихся территориях). Не торопится, видимо, и Ростелеком выяснить свои отношения с Укртелекомом, чья инфраструктура фиксированной связи должна перейти к российскому оператору. По-прежнему тарификация звонков на полуостров осуществляется по ценам звонков на Украину и через международный код 38, а приезжающим приходится пользоваться услугами международного роуминга. 

Вспоминается история, одна из тех, что в обилии кочуют сейчас по интернету, в которой рассказывается, с каким профессионализмом «вежливые люди» осуществляли отключение средств связи Вооруженных сил Украины и получение полного контроля над всеми каналами городской связи и связи двойного назначения. Нерасторопность же в условиях «мирного времени» создает дополнительные сложности. 

Тем более, по рассказам местных предпринимателей, теперь импорт начинает идти не через Симферополь или Одессу, как это было раньше, а через Краснодар. Речь, конечно, в первую очередь об импорте из Китая. Раньше логистическая схема поставки заканчивалась карго аэропорта Симферополя. Операторы Поднебесной запросто выстраивали эту схему через украинских коллег. Если поставка осуществлялась морем, например из соседней Турции, то, как правило, конечным пунктом был порт Одессы. Одесса теперь заграница, а в аэропорт Симферополя грузовые самолёты с товарами из стран дальнего зарубежья пока не прибывают. Единственный ближайший «рабочий» аэропорт к полуострову – терминал Краснодара. 

Пока примеры удачной поставки «по новой схеме» неизвестны. Хотя исключать, что они были, нельзя. К сожалению, это может привести к плачевным итогам для предпринимателей розничной торговли – их просто могут вытеснить с рынка соотечественники из соседних Краснодарского края и Ростовской области, имеющие достаточный запас товаров на складах и отработанные схемы поставок. Хотя в очередной раз сложно преодолимой преградой в этой истории может стать всё тот же Керченский пролив. В итоге вообще встает вопрос о дефиците. 

Инновационный потенциал Крыма во много связывают с научной школой «двойного назначения» Севастополя (прилежным учеником которой является как раз Алексей Чалый) и осколками научных подразделений, которые можно свести к общему прародителю – Академии наук СССР. Увесистость портфеля заказов ВПК наверняка реанимирует всё то, что можно использовать в целях обороны, а вот с наследием советской фундаментальной науки история не такая очевидная, если учесть неочевидность реформирования РАН. При этом в России непонятное большинству слово «инновация» успешно вытеснило индустриальное «модернизация». 

В итоге лучшее, что может появиться в Крыму (как это и происходит в большинстве случаев по всей России), – это предприятия, нацеленные на импортозамещение, а не на инновационность как таковую. Но это скорее особенности развития всей экономики нашей страны. А наиболее быстро плодоносящая в этой области сфера на полуострове – сельское хозяйство и пищевая промышленность. 

Правда, успешно в Севастополе развивалась IT-сфера (опять же как эхо мощной военной промышленности советского периода). И хотя громких юридических имён здесь не услышать, в городе расположены офисы многих крупных украинских компаний. А сколько увлечённых работает в тихих квартирах, окна которых завешаны плотными шторами (чтобы южное солнце не отвлекало от монитора), выполняя заказы не только для Киева и Москвы, вряд ли вообще кто-нибудь сможет сказать. И если вторая категория несильно пострадала из-за изменений в системе денежных переводов, то с первой дела обстоят куда серьёзней, хотя и небезнадёжно. 

Например, теряет свою связь с головной структурой расположенный в Севастополе центр разработок львовской компании SoftServe. Фирма, занимающаяся предоставлением IT-услуг в самом широком рыночном сегменте – начиная от сайтов-визиток и заканчивая прошивками для аппаратуры Cisco, входит в десятку крупнейших компаний этого рынка Украины. Своё решение о закрытии центра в российском Севастополе руководство компании объясняет «оккупированностью территории» (понятие из новой украинской реальности, которое, к слову, помогает иногда применять форс-мажорные пункты кредитных и не только договоров). 

Львовские хозяева поясняют, что многие иностранные заказчики отказываются от работы с новыми российскими территориями, хотя, как признаются сами работники, вряд ли кто-то из них вообще догадывается, где сидят исполнители. На это накладываются сложности с оплатой работы, плановая перерегистрация и вхождение в правовое поле Российской Федерации. Сейчас в центре готовится к увольнению весь коллектив, а это около 170 специалистов. Есть идея создать свое юрлицо или перейти под крыло какой-нибудь крупной российской компании (при этом даже офис не нужно будет менять). Но с начала исторических событий и заявлений об инновационности развития экономики полуострова о своем интересе к Крыму и Севастополю пока не высказался ни один крупный российский IT-игрок. 

По правде сказать, пока удается избежать неразберихи в переоформлении всех видов документов. Контроль над честностью предпринимателей, а именно эта черта стала основной в условиях правового вакуума во многих сферах, выполняет местная вполне авторитетная власть. Правила игры в юридическом и бухгалтерском поле меняются постепенно, хотя и возникают трудности то с прекращением работы ряда крупных украинских банков, то с недостатком рублёвого кеша и безнала. 

При этом, возвращаясь к словам Алексея Чалого, настроение хорошее. И основная причина кроется в том, что 96% жителей полуострова не сомневаются в результатах прошедшего референдума. 

Пару дней назад я созвонился с другом – бывшим офицером Военно-морских сил Украины, а теперь капитаном Черноморского флота России. В украинский флот он пошёл по причине невозможности попасть на российский из-за отсутствия соответствующего гражданства. Друг пожаловался: мол, уже четыре дня как их воинская часть, полным составом перешедшая под флаг России, не может получить российские паспорта, хотя документы поданы… 

Четыре дня, как поданы документы, и месяц, как Крым и Севастополь в составе России. Может, стоит всё же чуть-чуть подождать?


Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...