Сразу о главном — никакого гроссманизма-солженизма, никакой русофобской клюквы, кровавой НКВДни и заградотрядов.
Каюсь — пошёл на премьеру «Сталинграда» Бондарчука, опасаясь, что попаду на очередную михалковщину. Сразу о главном — никакого гроссманизма-солженизма, никакой русофобской клюквы, кровавой НКВДни и заградотрядов.
«Сталинград» Бондарчука не претендует на полную историчность, любителям заклёпок и танчиков есть за что зацепиться и есть что подвергнуть критике, но есть одно «но» — очень правильно расставленные акценты и смыслы. При этом акценты расставлены правильно и для западного зрителя, и для отечественного, поскольку фильм состоит из двух взаимопереплетённых намертво слоёв.
На первый взгляд — это голливудская лав-стори, чуть ли не оцифрованный комикс с плохими и хорошими парнями, с двумя любовными линиями, с отличным звуком, великолепной картинкой и качественным 3D.
Но внутри голливудской обёртки скрывается смысловое ядро, которое будет понятно только носителям загадочной русской души.
Центром картины является дом девушки Кати, который отбивает разведгруппа капитана Громова, переправившаяся с другого берега Волги. Группа Громова провалила своё задание, но заняла стратегически важный пункт — дом девушки Кати. Девушка Катя — единственная, кто выжил из жильцов дома, и, судя по всему, над ней надругались немцы.
Бондарчук не тычет зрителя носом в мотивацию Громова и его бойцов, никто не цитирует «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», но постепенно становится ясно, что дом Кати — это метафора нашего общего Дома, разрушенного врагом, и что именно тот момент, когда Громов и его бойцы упёрлись, дошли во внутреннем своём состоянии до личного приказа № 227.
Немецко-фашистские захватчики в картине представлены… немецко-фашистскими захватчиками. «Зольдатен» – исполнительные биороботы, полковник — нацистский психопат, капитан Кан, главный антигерой, – рефлексирующий аристократ, сходящий с ума от бессмысленности войны.
Основной конфликт фильма — это беспрестанные попытки капитана Кана и его «зольдатен» выбить Громова и его бойцов из стратегически расположенного Дома девушки Кати. Кан бросается на штурм всякий раз с новой мотивацией, и чем дальше, тем больше погружается в пучину безумия, пытаясь понять загадочную русскую душу. А разгадка стойкости бойцов Громова проста — для них война наполнена высшим смыслом: они защищают Дом девушки Кати, свою великую страну и стараются убить как можно больше немецко-фашистских захватчиков и насильников.
И даже когда почти все бойцы Громова погибли, а Громов с Каном обменялись смертельными выстрелами, Кан и немцы проигрывают — русский радист-корректировщик, спрятавший девушку Катю в соседнем квартале, вызывает огонь на себя — а также на умирающего Кана и немецких «зольдатен», которые было уже почти захватили Дом…
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).