Почему провалился первый в России эксперимент по созданию ресурса народной журналистики
4 июля читатели и пользователи информационного интернет-ресурса PublicPost не нашли его на привычном месте в Сети. Неожиданно оказалось, что проект закрыт и, более того, весь его контент удалён из информационного пространства.
PublicPost был запущен в свет всего двумя годами ранее, его идея стала продолжением блогосферы сайта радиостанции «Эхо Москвы». Учредителями проекта были Алексей Венедиктов, агентство «Интерфакс» и «Сбербанк».
Ресурс замышлялся как агрегатор «народной журналистики»: материалы блогеров размещались на ленте ресурса наравне с редакционными статьями и попадали в топы популярности по вполне объективным показателям — количеству просмотров, комментариев, «лайков» и репостов. Вскоре «Паблик» стал площадкой для активных людей разных профессий, политических взглядов и социальных классов. Здесь находили трибуну все желающие: от «единороссов» до представителей либеральной оппозиции. Свои блоги здесь вели А. Навальный, Э. Лимонов, Д. Гудков, И. Пономарев, О. Романова, Н. Стариков, М. Делягин и многие другие. Здесь впервые озвучивались темы, являвшиеся табу для официальных СМИ. Но от обычной блогосферы PublicPost отличался тем, что постить в блогах на этой площадке можно было лишь после верификации нового пользователя — под настоящим именем и с реальной фотографией. Для российского медиа-рынка этот проект был уникален, а в мировом масштабе во многом копировал американский Huffington Post.
За два года существования РР приобрел весьма скандальную известность. В последние дни его работы сотрудники редакции опубликовали немало прощальных постов, впрочем, не проливавших света на причины такого скоропостижного конца. Поэтому самой популярной версией стала политическая. 4 июля в Facebook появился пост бывшего редактора PublicPost Натальи Конрадовой, в котором она обвинила учредителей проекта в том, что те не сдержали обещания оставить сайт доступным до конца лета и стёрли весь его контент из Сети. Конрадова заявила, что причиной закрытия ресурса стал некий пост юзера с похабщиной в адрес Владимира Путина в заголовке. Подвела-де ставка редакции на «юзер дженерейтед контент».
Но те, кто вели на РР свой блог, понимают, что такая досадная случайность маловероятна, учитывая, что все записи проходят обязательную премодерацию.
Совсем иначе объяснил закрытие ресурса генеральный директор РР Алексей Горшков. В интервью «Ленте.ру» он заявил, что проект закрыли исключительно по экономическим причинам и политика тут ни причём — не вышли, мол, на запланированный уровень рентабельности, не интересовали рекламодателей. Тоже неубедительно: если бы проект замышлялся как коммерческий, направленный на получение прибыли, то работал бы не с авторами из народа на «полюбовной» основе, а изначально гнал бы джинсу и вкладывался в традиционную раскрутку по сети.
Финальное слово в противостоянии версий взял 8 июля и. о. главного редактора РР Николай Клименюк. В своем Facebook он подробно рассказал о том, как зарождался проект и как в середине января «Сбербанк» заявил о своём выходе из проекта. И основная причина этого, по мысли Клименюка, — репутация ресурса как «антипутинского».
Однако скорее всего, главной оплошностью редакции РР стала не излишне либеральная редакционная политика, а практическое отсутствие какой-либо политики. Ресурс, по понятным причинам, стал гайд-парком «болотной» оппозиции и политического сброда всевозможных мастей. Было бы странно, если бы «Сбербанк», контрольный пакет акций которого принадлежит государству, финансировал проект, подрывающий авторитет федеральной власти.
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).