«Будет решение вопросов, связанных с налоговым маневром», – заявил посол РБ в Москве Владимир Семашко. Дело в том, что если Россия не выплатит компенсации в размере $11 млрд за 6 лет, то переработка нефти станет убыточной для РБ. В конце прошлого года Александр Лукашенко комментировал ситуацию так: «Я иногда задаю этот вопрос сам себе, но сегодня скажу публично: неужели кое-кому в России Украины не хватает? Неужели надо обязательно создать проблему на ровном месте? Ну нет у вас возможности компенсировать нам потери от этого налогового маневра. Господь с вами. Мы же у вас не отбираем ваш товар».
Первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий прокомментировал предстоящую встречу для ФБА «Экономика сегодня»:
«Россией и Белоруссией заключены десятки различных соглашений – в области унификации законов, создании союзного государство, а главное, в сфере экономики. Существуют договоренности, которые позволяют развивать евразийское экономическое сотрудничество. При этом мы постоянно слышим от Минска различные предложения по вариантам взаимодействия при налоговом маневре России, снижению стоимости энергоносителей».
Этими вопросами активно занимаются и специальные органы, и комитет Госдумы, объяснил депутат:
«Для этого существует межправительственная комиссия двух стран – она рассматривает все эти предложения. Кроме того, в Госдуме создана рабочая группа, которая займется полным пересмотром взаимных договоренностей, в том числе экономических. На встречах же в формате двух президентов рассматривают вопросы будущего построения союзного государства и его развития. То есть говорить, что вопрос налогового маневра будет решен сегодня в рамках диалога Путина и Лукашенко, неправильно – встреча будет посвящена целому комплексу общих вопросов».
Суть налогового манёвра в том, что в стране постепенно планируется снижать экспортные пошлины на нефть до нуля за 6 лет. В это же время будет увеличиваться налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Доходы от НДПИ, по мнению авторов инициативы, составят 10,8 трлн рублей, а потери от реформы будут на уровне 3,4 трлн рублей.
В Минске тоже посчитали свои выгоды и убытки от налогового манёвра. Там считают, что инициатива повлияет на цену на нефть для Беларуси. Тогда переработка нефти станет убыточной отраслью в стране, не будет смысла импортировать из России 24 млн тонн сырья, считает замминистра финансов Андрей Белковец. Для внутреннего рынка будет вполне достаточно 6 млн тонн, причём в самой республике добывается полтора.
Виктор Водолацкий уверен, что вопрос будет решён:
«Никаких сомнений, что этот вопрос в рамках переговоров Москвы и Минска будет разрешен, нет. Россия и Белоруссия всегда найдут компромисс – хотя бы потому, что их очень многое связывает. Экономики двух стран тесно интегрированы друг с другом – этот факт просто диктует необходимость решения вопросов на взаимовыгодной основе».
Он также считает, что компромиссное решение будет выгодно обеим сторонам:
«В конечном итоге компромисс снимет все возможные трения, и будет выгоден как Москве, так и Минску. Где-то обоим партнерам придется поступиться позициями в пользу друг друга, но в конечном итоге это пойдет на пользу жителям двух государств. Не решусь сказать, на каком уровне в конечном итоге выход будет найден, но это вопрос не тупиковый – стороны готовы рассматривать варианты и искать самый оптимальный из них».
Также на встрече двух глав государств будут решаться вопросы недобросовестной конкуренции. Дело в том, что российский Щербинский лифтостроительный завод несет убытки из-за демпинга цен Могилевским заводом лифтового машиностроения. Последний пользуется большой финансовой поддержкой государства, а для России это считается недобросовестной конкуренцией. В начале февраля премьер-министр России Дмитрий Медведев предупреждал, что Москву такая ситуация не устраивает.
Кроме того, Москва недовольна тем, что Белоруссия пропускает через свою территорию товары, находящиеся в России под санкциями, из-за чего страдает экономика нашей страны. Но Минск отрицает массовость явления.
«Вопросы поставок санкционных товаров в Россию двумя государствами обсуждаются постоянно – по линии пограничных служб, таможенных управлений, а также на переговорах профильных департаментов министерств экономики. В конечном итоге эта работа как раз направлена на ликвидацию «серых схем» провоза через РБ запрещенной продукции. Для этого Россия создает особые условия. Они заключаются в том, что если в РФ выявляются партии товаров производства третьих стран под видом белорусских, то перекрывается возможность для ввоза целым заводам и фабрикам, допустившим использование своего бренда и своей маркировки. То есть производителям РБ просто невыгодно становится рисковать и допускать контрабанду, фальсификаты. Этот особый режим набирает обороты, и бизнес РБ уже сегодня понимает преимущества честной конкурентной работы на российском рынке», – комментирует ситуацию Водолацкий.
Будет также продолжаться работа по интеграции двух государств в союз. Стоят вопросы о создании единого энергетического и топливного рынка, введение общей валюты, проекты в области оборонной промышленности, безопасности, военно-технического сотрудничества, медицины, генной инженерии и космической отрасли.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев говорил о двух возможных вариантах интеграции.
Первый предполагал сохранение контуров того союзного государства, которое было создано.
Второй вариант предлагает повысить уровень интеграции до пределов, которые установлены в договоре, с одновременным повышением взаимозависимости экономик и возможностью оказания помощи и поддержки в ходе союзного строительства, решения самых разных вопросов, которые относятся к интеграции. Россия готова и дальше продвигаться по пути строительства союзного государства, включая создание единого эмиссионного центра, единой таможенной службы, суда, счетной палаты.
Виктор Володацкий указывает на огромный объём работы по интеграции:
«Интеграционные процессы идут, но требуют колоссальной работы. Сам договор о сближении двух стран подписывался еще в конце 1990-х, многие положения устарели и не соответствуют сегодняшним реалиям. На прошлой неделе впервые собрали около 50 различных министерств и ведомств РФ, они будут работать по направлениям разных рабочих групп. Предстоит полный анализ эффективности интеграционного договора. Потом нам предстоит докладывать об этом президенту Владимиру Путину, и начнется работа по обновлению условий интеграции. Жизнь не стоит на месте, законодательные акты нужно адаптировать к сегодняшним экономическим, политическим процессам. Будет очень многое изменено, что-то исключено, другие моменты учтены и добавлены. Но это огромная работа, которая займет не один день. Сказать сегодня, когда все будет закончено и согласовано, просто невозможно»
Предыдущие две встречи Путина и Лукашенко 25 и 29 декабря прошлого года показали хорошую динамику переговоров. 28 декабря премьер-министр России подписал распоряжение о создании рабочей группы по подготовке интеграции России и Белоруссии. Главой группы назначен министр экономического развития РФ Максим Орешкин, а в составе будут представители правительства, Госдумы, Совета Федерации, Счетной палаты. Аналогичную группу, по словам Лукашенко, создаст и Минск. Однако слухи о вхождении Белоруссии в состав РФ не соответствуют действительности.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков так комментировал их: «Конечно, речи о каком-то присоединении не идет. Это скорее движение навстречу друг другу, это не движение в одну сторону. Дело в том, что это не может вызывать какие-то озабоченности, потому что это, собственно, в интересах всех».
Депутат Виктор Володацкий объяснил, как идёт взаимодействие двух стран:
«Система взаимосвязей России и Белоруссии такова, что на встречах двух президентов обсуждаются лишь возможные новые линии и перспективные направления как сотрудничества, так и интеграционных процессов. После этого достигнутые результаты передаются на проработку в парламенты и кабмины двух стран, а также общим комиссиям. И уже там рассматриваются конкретные стратегии, планы и возможности достижения поставленных целей. Эта схема зарекомендовала себя и работает довольно четко».
Самые свежие примеры, по мнению парламентария, говорят о том, что схема работает с пользой для всех слоёв общества:
«Наиболее свежий пример: по итогам одной из встреч было решено пересмотреть Таможенный кодекс ЕАЭС – он принимался достаточно давно и успел устареть. На сегодняшний день мы приняли обновленный вариант – в итоге каждому государству Евразийского союза, в том числе России, придется внести изменение минимум в 40 национальных законов, чтобы новый документ начал работать. Когда это произойдет, Таможенный кодекс ЕАЭС откроет огромный спектр взаимовыгодных направлений для предпринимателей РФ, Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана. Причем позитивные изменения почувствует не только крупный бизнес, но и представители малого и среднего предпринимательства. Убирается масса бюрократических препонов, на которые жалуются все участники экономического альянса. А значит, торговля станет более открытой, что пойдет на пользу всем государствам ЕАЭС».
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).