Загрузка...

О России вечной

09.12.2014 13:21

Россия вечна и привлекательна, пока она на стороне добра, справедливости, правды.

фото2

Открытие стелы-часовни на древнем кургане при въезде во Вщиж.


Непрерывность русской истории стала предметом обсуждения за «круглым столом» Аналитического центра Изборского клуба «Копьё Пересвета» в Брянске.


Уже сама постановка вопроса, а также участие в дискуссиях, наряду со столичными и брянскими «изборянами», представительств Всемирного Русского Народного Собора (возглавляет ВРНС патриарх Кирилл) и клуба «Круг русских предпринимателей», настоятеля храма Животворящей Троицы на Воробьёвых Горах в Москве (в котором президент Путин впервые публично произнёс «Новороссия») о. Андрея (Новикова) — предопределили одновременно и философскую основательность выводов, и сугубую практичность ряда предложений. Хотя и не без некоторой метафизичности, неизбежной, когда речь заходит о категориях духовного порядка.


Духовной же приподнятости всех способствовало участие перед заседанием в открытии и освящении стилизованной стелы-часовни на древнем кургане при въезде во Вщиж, созданной по проекту брянского дизайнера А.С.Панченко. Тем, кто восемь веков назад сравнял с землёю этот древнерусский город, небось казалось, что по крайней мере в этой точке история Руси прервётся навсегда. «Я стоял над рекой, – делился впечатлением о. Андрей,– и представлял, как здесь проходили воины , проплывали суда с торговым людом – и никаких разделяющих границ… Несмотря на всю сложность нынешнего положения, в сердце укрепляется вера, что и это не конец русской истории на земле». В церемонии открытия мемориала приняли участие руководители области и Жуковского района, чин освящения совершил местный протоиерей Рустик. И с полным на то основанием руководитель «Копья Пересвета» Олег Розанов, непосредственно содействовавший увековечению здесь памяти национальной святыни, определил чувства всех так: «Прозвучала симфония единения мирской и духовной власти, патриотических сил».


Основные докладчики, доктор философских наук, директор Института динамического консерватизма (определяемого как движение не вспять, а с опорой на традиционные ценности – вперёд и выше), он же исполнительный секретарь Изборского клуба, Виталий Аверьянов и соавтор известной «Русской доктрины», кандидат экономических наук, доцент МГУ Андрей Кобяков проанализировали «обморочные состояния общественного сознания» трёх Смутных времён России. Председатель Изборского клуба Александр Проханов именует их «чёрными дырами» (подобием астрофизических), опасными тем, что провались в такую, Россия однажды может и не вернуться. А мы, говорит Виталий Владимирович, как раз и переживаем эту опасность: под нами в конце восьмидесятых – начале девяностых разверзлась пропасть Третьей смуты. И нас ещё проносит над ней… Пронесёт? Как заметил экономист Андрей Кубяков (отвечая, впрочем, на жгучий для многих вопрос, что станет с рублём к концу года), «я не Кассандра»…


И – хорошо. Историческая наука уж точно не зловещая прорицательница, к тому ж обиженная Аполлоном за то, что отвергла его: данный дар не отнял, но сделал так, чтобы ей не верили, отчего потом и Троя рухнула на тысячи лет в пропасть небытия (пока её не откопали в позапрошлом веке и убедились – была), и деву-Европу за окиян-море увёз бык-оборотень (что напоминает и происходящее ныне со старушкой-Европой). Как все науки, современная историческая грешит углублённой специализацией, при которой непрерывный процесс дробится и рассыпается на факты, и появляется искушение выхватывать приглянувшиеся, сравнивать сильные стороны одной эпохи (или исторической личности) со слабыми – другой, в зависимости не только от политических, но и «вкусовых», художнических предпочтений. Да, считает Виталий Аверьянов, история имеет ещё и эстетическое измерение, а исторические эпохи – каждая свой вкус, что также искажает картину (искренние заблуждения художника Крамского, завлекательные гипотезы Льва Гумилёва, неочевидные математические подходы к хронологии…). Не потому ль и утвердилось: история, мол, ничему не учит.


А ещё и с тем надо считаться, что действуют в открытую и силы, которые прямо подталкивают естественно текущую историю к её «концу», к прерыванию исторического процесса. (Вспоминается в связи с этим опубликованный в самом начале перестройки в брянской леволиберальной прессе стишок «Дядя Миша перестраивал сарай…»: а надо-де просто развалить до основания или сжечь. Да только что-то и до сих пор «рыночная» экономика России и всех осколков Союза живёт за счёт того «сарая», деля советское наследство и растащив по всему миру уже свыше полутора десятков триллионов долларов!). Симптоматично, что и совсем недавно, но уже из уст либерала у власти, прозвучало: Россия, дескать, наша молодая, ей всего-то двадцать лет. Если и оговорка, то оговорка, что называется, по Фрейду – из подсознания вырвалось…


Лишь целостный взгляд, охватывающий во времени и пространстве как «эстетическое», так и рациональное во всей диалектике прерывности-непрерывности, приближает к пониманию истинной сути происходящего с Россией.


В простирании страны коренятся и пространство и время, поскольку, по словам Андрея Кобякова, огромные просторы нашей страны – воплощённый результат процесса, длившегося в течение продолжительного времени. Понимая это, осознаёшь свою сопричастность к созидательному творению некоего Града Божьего. Непрерывность времён связана с неразрывностью пространства. Сам он, как признаётся, ощущает это даже собственной фамилией. Когда при открытии мемориала во Вщиже прозвучало в чьей-то речи «степняки», он сразу же приложил это слово к своему предку, коим был, по семейным преданиям, степняк хан Кобяк: «Помните, – со смехом говорит, – в «Слове о полку Игореве» – «…и погнал поганого Кобяка» ? «Поганого» – значило, иноверца. Очень скоро потомки этого сына степных просторов приняли христианство. А теперь, после развала великой страны, то, что считал он своей малой родиной, осталось за пределами великой России…


С началом перестройки по пространственной целостности нанесен удар и дороговизной транспорта в сравнении с ценами советскими. Хотя вроде бы уж на связи-то людей единой страны не должны были распространяться коммерческие принципы. Ан, нет! Между тем для нас ощущение целостности, транспортной доступности необъятных просторов куда как актуальнее, чем для стран европейских, таких небольших, как, например. Германия. Это может мало значить при сырьевой модели экономики, но она уже себя исчерпала. Экономическое развитие страны, если озаботиться будущим России, взывает к пересмотру такой «коммерциализации связей». Строительство новых дорог, особенно скоростных железнодорожных, по убеждению экономиста Кобякова (с изначально географическим, кстати, образованием), могло бы стать локомотивом для многих других отраслей отечественной экономики. А в конечном счёте вдохнуло бы новые силы во все стороны жизни страны.


В рассуждениях обоих докладчиков о непрерывности русской истории, о связи этой непрерывности времён с неразрывностью пространств есть и глубокая физико-биологическая, философская подоплёка. И, конечно, метафизическая, связанная с духовностью. Само по себе пространство, плоскостное ли, объёмное, – мертво, пока к нему не подключается четвёртое измерение – время. Вместе они – жизнь. Только жизнь и воплощает в себе одновременно непрерывность простирания и вечность дления. Победу над хаосом. И тут встаёт вопрос: может ли победить зло, которое само знаменует разор и хаос?


Целостный взгляд на историю России даёт ответ. Итак, что же выхватывает из тьмы веков позади и что видится ему впереди? В докладах и выступлениях не раз звучало «де жавю» – термин из психологии восприятия, когда явственно кажется, будто однажды это уже переживалось. При сопоставлении первых двух Смут – времён польско-литовских нашествий и войн-революций века минувшего – обнаруживаются, в частности, три характерных для них противоборствующих начала. Первое – самостоятельность: развитие «вперёд и выше» с опорой на традиционные ценности добра, правды и справедливости в их христианском значении. В противовес ему второе: внешнее воздействие западной цивилизации – с её извечными (а вовсе не вдруг возникшими) двойными стандартами, агрессивностью, ложью и продажностью всего и вся. И наконец, в паре со вторым начало третье – необычайно живучее у нас «западничество» с его стремлением «пересадить», «привить» западноцивилизационные ростки к восточноевропейскому «дичку» – России. Во все смутные времена третьим началом порождалось предательство интересов собственного государства, народа.


Если поставить знаки плюс-минус перед каждым из начал, то первое – несомненно со знаком положительным, два других же – с отрицательным, поскольку основаны сплошь на «анти-». Примечательно, что в трёх выступлениях – лица духовного, о. Андрея, при открытии заседания, предпринимателя (коммуниста!) Сергея Ушкалова в середине и профессора-историка Юрия Трифанкова под занавес дискуссии – каждым по-своему, это было подчёркнуто особенно ярко.


До служения в столичном храме на Воробьёвых Горах о.Андрей нёс миссию православия в Крыму, ещё в составе Украины. И стал свидетелем того, как в масштабах сравнительно небольшого государства ставится эксперимент с прицелом на Россию. Смотрите, говорит, в «украинском проекте» сегодня всё основано на «анти-»: анти-справедливость, жестокость, как анти-милосердие, анти-православие и русофобия, как отрицание России. От православных священников там требуют освящения всех этих «анти-».


Что спрашивать с хасида Коломойского, если и Порошенко с нательным крестиком, небось, ещё не будучи и президентом, уже требовал такого освящения! И поверхностные, «фольклорные» христиане – с иконкой в углу и портретом Шевченка на видном месте – поддавались, и, по сути, присягнули Антихристу. Мы теперь можем видеть, говорит о. Андрей, каким будет гонение на истинных христиан, как будет выглядеть глобальный миропорядок, каковым может стать Антихристово царство…


Сергей Ушкалов, проанализировал цепь предательств украинской властной элиты, начиная с XVII века, со времени, предшествовавшего Переяславской раде. Даже заслуженно чтимый в России и ненавидимый украинскими национал-радикалами гетман Хмельницкий метался между польским королём, крымским ханом и турецким султаном, не забывая о поклонах в сторону Москвы. И только, когда его глубоко лично уязвила неправедность неверных, поставил твёрдо подвластное ему Левобережье Украины «под руку руськую». Однако уже его младший сын Юрий, приняв булаву, союз разорвал, предав и народ, и святое дело отца…


Предательства правящей элиты и тогда кончались тем же, чем и сейчас. Случилось даже, что во спасение голодающего народа Россия вместе с Турцией открывала (как и теперь!) гуманитарный коридор. Наследниками тех предательств стали не только Мазепа, но и Кравчук с Кучмой, и Янукович – с их циничной установкой «ласковое теля двух маток сосёт». Только высосанным опять оказался народ, им доверившийся. Об «американском зяте» Ющенко, который и 350-летие победы над русскими в Конотопской битве поставил в ранг важнейшего государственного праздника, а в герои возвёл бандеровцев, – и говорить нечего. Тем более о пане Порошенко, выпрашивающем у своего заокеанского патрона оружие для войны с собственным народом! Идеология этих – недвусмысленно ясна. Но у меня стойкое ощущение, заключил Сергей Валерьевич, что такая власть долго не протянет…


А профессор Юрий Трифанков, который, по его же словам, первую половину занимался исторической практикой, а во второй изучает, что же натворил, словно бы черту подвёл. И не только под спорами на заседании клуба. Огромная страна! Это ж не Чехия, а пытаемся жить без идеологии. Киевская Русь – это наша история? Или завтра правительство решит иначе? Никаких рыночных отношений в Америке, надо же признать, нет, они –ложь, да и рычаги власти там в руках иных сил. Лишь прав-да, – с отчётливым выделением корней произнёс Юрий Трифонович, – лишь со-весть могут продлить нашу жизнь. Россия выстрадала эти истины пространством.


Вот и ответ: изо всех смут Россия выходила ослабленной, но не сломленной, и скоро становилась ещё крепче именно благодаря опоре духа на правоту этих вечных истин. Развивалась и даже прирастала территориально. Россия вечна и привлекательна, пока она на стороне добра, справедливости, правды.


Александр НЕСТИК



Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...