«Оплата лицом» в московском транспорте – чего больше, за или против?

Оплата в московском городском транспорте может стать целиком и полностью бесконтактной – более того, для неё вообще ничего не потребуется: ни телефон, ни магнитная карта, ни что-либо ещё. Ничего, кроме вашего лица.

Оплата проезда будет осуществляться по распознаванию лица пассажира и автоматического списывания денег с его счёта. В конце июля уже стартовала тестовая стадия оплаты проезда в метро Face Pay, а на очереди – распространение этого опыта и на другие виды транспорта. По крайней мере, на это уже выделены 329 миллионов рублей, а компания «Интеллектуальные социальные системы» выиграла тендер на разработку такой системы в ближайшие 8 месяцев. То есть, дело, кажется, уже решённое… Но всё ли тут так однозначно? Кто честно сопоставлял все плюсы и минусы такого подхода?

О любой сложной проблеме нужно говорить взвешенно и объективно, потому что чем она сложнее, тем выше эмоциональный накал при её обсуждении, тем чаще чувства заглушают разум. Поэтому давайте сейчас спокойно всё обсудим – такая биометрическая система будет скорее плюсом или скорее минусом, и какие у неё перспективы?

Мы разделим наши аргументы не на две («за» и «против»), а на целых три группы – к первым двум обязательно нужно добавить ещё и категорию «ложные против», где будут собраны не реальные возражения, а гипертрофированные и алогичные страхи.

Итак, «за»:

Так реально проще. Исчезнут очереди, особенно нежелательные в условиях продолжающейся пандемии. Сократится число предметов в карманах, которые можно потерять или забыть. И ваше лицо у вас вряд ли украдут.

Система распознавания лиц довольно давно уже вошла в обиход простых граждан благодаря технологиях на смартфонах Face ID или даже оплаты услуг с помощью распознавания лица в айфонах. «Расплатиться лицом» в ресторане или магазине можно уже и во многих странах – преимущественно, в КНР, но не только. То есть, технология уже достаточно отработана для применения в ответственных финансовых случаях.

– Распознавание лиц пассажиров с привязкой к их личностям удобно и логично укладывается в систему социального контроля городской среды. Будет проще найти пропавшего человека, ребёнка, старика и т. п.

Теперь «ложные против» – те страхи, которые часто сидят в головах у людей и опираются на суеверия или ложные представления:

«Система тотального контроля и порабощения». Простите, но эта чушь звучит все последние лет 20. Человечество «порабощали» мобильные телефоны, налоговые номера, банковские карты, городские видеокамеры наблюдения, АНБ, ФСБ, система СОРМ и так далее. При этом всё так же трудно искать пропавшего дедушку или загулявшую дочку, всё так же проблематично при всём этом «всесилии» ловить мелких и крупных преступников – от карманников и «закладчиков» до автоугонщиков. В абсолютном большинстве случаев жизнь простого человека за два десятилетия «новой эры технологий» с точки зрения незаметности и свободы поменялась мало. Причём, что характерно, во всех странах мира.

Поэтому гипотезы такого рода, как написал анонимный комментатор на сайте IXBT, нельзя принимать всерьёз:

«Написано о том, что если простаки подпишутся на финансовую систему с идентификацией по лицу или руке, примитивное клеймо там будет или FaceId, сканер рисунка вен ладони или тупо выжженный кузнецом номер. То попадут в бесконечную зависимость от поставщика услуг идентификации. Если других денег и документов не останется, то хана людям. Если кого-то в 5000 километров от ЕГАИСа заблокирует, то он не сможет ничего, ни купить, ни продать, ни умный домофон открыть, ни смартфон разблокировать, ни в суд подать. Иди с Красноярска пешком до Мск разбираться, почему тебя заблокировали. С наличкой то такой фашизм сложно построить. Глупцы примут такую систему, позволят ей раскрутиться, а потом она всех пожрёт. Ну головой же надо думать. Будет программист в другом городе писать программы для всей страны, например, что в рабочее время нельзя ничего рабочим покупать или что идите в автобус-поликлинику на ежемесячный укольчик, а пока вам счёт заблокирован».

Всё это уже звучало тысячу раз и про оплату телефоном, и про авторизацию по отпечатку пальца и так далее. Где все эти волшебные антиутопии, которые так запаздывают наступить?..

«Базу данных перемещающих в транспорте лиц либо сольют, либо взломают, и тогда…». А что тогда, ребята? В даркнете продаются базы на всех нас – паспорта, автомобильные номера, номера банковских карт и мобильных телефонов. А часто — и не в даркнете, просто надо поискать с минимумом усилий. Да, это реальность, как бы грубо это ни звучало. КАЖДЫЙ житель планеты, кроме совсем уж жителей Амазонии или Новой Гвинеи, сегодня так или иначе «засвечен». Ну вот так вот сейчас жизнь устроена. Пока не было автомобилей – не было риска ДТП. Пока не было интернета – не было хакинга. Сейчас есть и то, и другое. Относитесь к этому философски. Забейте, короче говоря. Конкретно для вас лично это будет иметь те же последствия как и пребывания в тех самых слитых базах всех возможных данных – то есть, примерно никакого.

А теперь – реальные минусы, без паранойи и апокалиптических предчувствий:

– Первый и весьма простой минус: техническая непригодность камер в общественном транспорте для качественной идентификации человека. Банально не хватает разрешения матрицы. Нужно менять все камеры во всех автобусах (и станциях метро, но тут меньше проблем, ибо меньше объём), и если тут попытаться сэкономить, то ошибки возрастут пропорционально. А сэкономить наверняка попытаются – ну камон, ну это же бюджетная организация! Хорошо, если такие пессимистические прогнозы не оправдаются…

Качество покрытия сотовой связи на движущихся объектах для передачи данных. Объём трафика возрастёт на порядки, и сложно пока с уверенностью сказать, везде ли в Москве всё будет работать бесперебойно.

– А что же будет, если камеры будут работать плохо, а связь – с перебоями? А вот что:

Это, ежели что, вчера произошло, в Новокузнецке. Нескольким пассажирам списали с карт бесконтактной оплаты такие вот фантастические суммы. Такое, в общем, довольно часто происходит в подобных системах. Тут может быть просто масса негативных случайностей: убогая камера неверно распознала лицо, приняла одного человека за другого, в итоге Вася расплатился за Петю. Или сам Вася проехал бесплатно. Или Вася оплатил проезд дважды. Или Вася вдруг совпал с преступником в розыске… Или просто система глюкнула вот ну совершенно непредскауземо – а ведь в данном случае она будет весьма, весьма сложной и неизбежно сырой.

– То, что Москва стремится идти в авангарде инноваций, имеет свою цену. Главная проблема первопроходцев: неизбежные синяки и шишки. Может быть, стоило отработать эту систему на каком-то подмосковном городе, а уж потом переносить на масштабы супермегаполиса?

Впрочем, даже с учётом всех этих недостатков мы видим, что проблемы лежат преимущественно в технической плоскости. Если их решить разумно и заблаговременно, то Москва реально станет городом будущего, который оставит прочие столицы мира позади как отсталые деревни. Это, знаете ли, тоже не последний мотивирующий фактор. Тут главное не сделать из очень дорогого «блина» очень неаппетитный и несъедобный «ком»…


Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

3 thoughts on

«Оплата лицом» в московском транспорте – чего больше, за или против?

  • Лариса

    А вот интересно, как подобные системы будут распознавать личностей, увлекающихся косметологическими процедурами и пластикой? Таких сейчас немало.

  • Никита

    Как всегда, всё вовремя. Гипотетически – захожу я зимой в автобус в шапке и маске… Маску то мне снимать нельзя, вдруг что… )
    Вариант второй – приехал я посмотреть на Москву из Урюпинска, своего ФэйсИД у меня нет, захожу я в автобус…
    Вариант третий – шел я по улице, а тут лед… Я лицом об землю, все разодрано, нос сломан…. Захожу я в автобус (это уже после травпункта ежели что)
    По мне так чип надежнее ))

  • пугающие голоса в ветвях ветлы

    автор пишет:
    “– То, что Москва стремится идти в авангарде инноваций, имеет свою цену. Главная проблема первопроходцев: неизбежные синяки и шишки
    – Впрочем, даже с учётом всех этих недостатков мы видим, что проблемы лежат преимущественно в технической плоскости.”

    1. Вы правы насчет синяков и шишек и цены за них – пока, за все расплачивается ОБЫВАТЕЛЬ: расплачивается неимоверным всплеском мошеннических акций и шантажа с использованием “ушедших” баз данных в том числе налоговиков, судебных приставов, правоохранительных органов, паспортного стола, сведений о болезнях пациентов…
    Расплачивается и точечно , но более конкретно – так, как доступ к базам камер наблюдения имеет все и каждый при наличие связей и денег, то маршрутеризацию и контакты лица, нынче отследить стало проще-простого, и вовсе не правоохранительные органы основные клиенты на эту услугу стали….
    2. в технической плоскости? Т.Е. уже совершаемые подложные сделки с имуществом без ведома владельца; вводимые ограничения на доступ к справкам и регистрации в режиме “личный кабинет” через Сайт МЭРА Москвы это технические вопросы? Вы подумайте как следует – “Сайт МЭРА Москвы” – вас ничего не смущает? вас не смущает, что на этом ЛИЧНОМ сайте предлагается вести документооборот и проводить голосование на выборах, причем мне пришло предложение откровенно отдающее ПОДКУПОМ за возможность перетащить голосующего из избирательного участка на ЛИЧНЫЙ САЙТ МЭРА…?
    Комок мы уже получили, с требованием часами висеть на телефоне для разрешения выйти из дому по делам в 2020 году…
    Комок мы уже получили с утечками…
    мы пока не получили что-то, что не стало КОСТЫЛЯМИ, отнимающими у нас свободу перемещения и права владения Собственной ЛИЧНОЙ жизнью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Правила использования материалов

Информационные тексты, опубликованные на сайте jpgazeta.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов ЖП требует письменного разрешения редакции ЖП. При любом цитировании материалов на серверах сети Интернет активная ссылка на газету «Журналистская Правда» обязательна. 18+

© 2020 ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАВДА 18+