Загрузка...

Первомай-125 — праздник-инвалид

01.05.2015 10:39

День крови чикагских рабочих-анархистов, убитых и раненых в 1889 году за требование восьмичасового рабочего дня...

8h


В этом году 125-й раз будет отмечаться День международной солидарности трудящихся, ныне переименованный и в России, и во всем мире в «Праздник весны и труда». Как и 8 марта, Международный женский день, 1 мая — дата, неразрывно связанная с коммунистической идеологией, классовой борьбой, и так далее, и тому подобное, как бы кому ни хотелось в этот день только цветочков и улыбок. Празднование 1 мая началось по решению первого конгресса II Интернационала. Это — по сути, день крови чикагских рабочих-анархистов, убитых и раненых в 1889 году за требование восьмичасового рабочего дня.


То есть той самой его длительности, которая стала обязательной и в Советском Союзе, и в других странах «победившего социализма». «Восемь часов — для труда, восемь — для сна, восемь — делай что хочешь!» — писал об этом величайшем достижении социальной справедливости поэт Владимир Маяковский…


Этот нормированный рабочий день, «железные» аванс и зарплата «пятого и двадцатого», — сегодня кажутся чем-то инопланетным. Точно так же, как бесплатная медицина и образование, курортно-санаторные путевки, бесплатное жилье, дешевый транспорт: от трамвая до самолёта, — и еще многое, многое другое, что сегодня кажется невероятным и необъяснимым.


Мы живем не просто в другой стране — в другом мире, и продолжаем праздновать 1 мая больше по инерции, как можем видеть свет уже погасшей звезды.


Более того, сегодня Первомай празднуется «сам по себе», без всякой увязки с 7 ноября, днем социалистической революции. А раньше они были неразрывно связаны между собой. Только в эти два дня, отстоящие друг от друга почти ровно на полгода, проводились праздничные массовые демонстрации с обязательным участием «представителей трудовых коллективов». Да, по разнарядке. Да, уже в 80-е годы особого смысла в этих демонстрациях сами советские граждане уже не видели, норовя при первой возможности «свалить» с них за праздничный стол. Но один праздник без другого — как инвалид без руки и ноги. Так что нынешний «голубенький» профсоюзный Первомай — далеко не чета «красному» коммунистическому времен СССР.


Не чета — еще и потому, что профсоюзы сегодня не имеют практически никакого влияния ни на государственную власть, ни на «капитанов экономики», — в отличие от КПСС даже «перестроечного» периода. Впрочем, тогда профсоюзы называли «школой коммунизма». А что такое российские профсоюзы сегодня? Как они защищают права трудящихся? Ответ на эти вопросы — доля фонда оплаты труда в национальном валовом продукте (реальные удельные трудовые издержки, real unit labor costs), которая в РФ составляет примерно 27-30% (без учета скрытых выплат и отчислений в социальные фонды). А в странах «первого мира» этот показатель, как правило, достигает 55-60%. То есть российский работяга получает 5-6 раз меньше, чем его коллега на Западе, не потому, что хуже работает (хотя разница в производительности труда составляет «всего» 2-3 раза), а потому, что его обирают работодатели. Доля доходов на собственность в России тоже составляет около 30%, в то время как на Западе — всего 10-15%.


Конечно, развитие модели «постиндустриального» общества, где в реальном секторе экономики занято все меньше рабочих рук и всё больше «роботов», поставит и уже ставит перед человечеством совсем иные проблемы, аналогичные проблемам ремесленных цехов времен первой промышленной революции и проблемам луддитов времен второй.


Но до этих проблем нынешней России еще идти и идти. Если вообще дойдёт. А пока — низкий уровень оплаты труда формирует в нашей стране вдвое меньший внутренний потребительский рынок, что создает множество дополнительных проблем для российской экономики.


Кроме того, Россия, будучи правопродолжательницей Советского Союза, до сих пор не подтвердила целый ряд ключевых конвенций Международной организации труда (МОТ), утверждающих права профсоюзов и других объединений трудящихся. А изменения Трудового кодекса и других внутренних законодательных актов после 1991 года эти права сильно урезали. Да, не хлебом единым жив человек, но лишать его хлеба — значит лишать его жизни.


Правительство молчит, молчат и профсоюзы, про политическую «оппозицию»: как парламентскую, так и внепарламентскую, — даже нечего сказать.


На подобном фоне нынешнее празднование Первомая выглядит не более чем бутафорской декорацией, призванной прикрыть глубокий социальный раскол, объективно существующий в российском обществе, — как драпировка на Параде Победы 9 мая прикроет мавзолей на Красной площади.



Олег Щукин


Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...