
“Мы вели машины, объезжая мины…”
После пересечения границы под днищем автомобиля возник звук. Громкий, постоянный и непривычный. Сначала я подумал, что зацепив выбоину колесом (а выбоин уже на первых двух километрах трассы Успенка-Донецк – выше крыши), я тупо сорвал трубу глушителя с одного из кольцевых креплений, и теперь она спорадически задевает дорожное полотно, издавая эти гул и скрежет. Выскакивал из машины раза три, но ничего не обнаружил. Звук, однако, не затихал, становясь то тише, то громче. Грешил на изношеный движок, на плохое топливо, залитое на безвестной заправке часом ранее – еще в России, на фигово сделаный в Воронеже сход-развал. Разгадка пришла неожиданно. Подвозил до Иловайска местного парня, тщетно ждавшего автобуса на остановке. Чтобы высадить его, я съехал на обочину и проделал по ней метров 30-40. Звук пропал. Присмотревшись к дороге, я понял, что виной всему – полотно. Асфальт, и без того невысокого качества, был раскатан траками бронетехники. Звук, разающийся при контакте резины с таким покрытием – нечто среднее между гулом кондиционера и звуком летящего невдалеке самолета. Звукоизоляция в моей машине довольно слабая, поэтому сотня километров до Донецка по достижении пункта назначения обернулась получасовым звоном в ушах.
Итак, прежде всего: продиагностируйте и отремонтируйте ходовую перед выездом. Запаситесь парой передних рычагов, и, по-возможности, парой стоек. Дополнительный комплект резины – обязательно. После обстрела асфальт бывает нашпигован осколками и обсыпан кусками стекол, кирпичей и прочими досадными штуками. Дороги раздолбаны артиллерией и авиаударами. Недалеко от Харцызска на трассе есть примечательная, известная всем местным водилам здоровенная выбоина от попадания ракеты, пущеной СУ-24 в августе. Если не знаете трассы – то ехать на первых порах выше 40-50 км/ч не рекомендую. В день пересечения мной границы светило солнце, и выбоины были относительно хорошо распознаваемы. Мешал порой кустарник, растущий вдоль дороги, т.к. солнце, светящее сквозь него, создавало чересполосицу свет-тень и некоторых воронок просто не было видно. В регионе относительно высокая влажность. Чернозем, близость моря и плоская сковородка степного ландшафта. Туманы тут осенью и зимой такие, что вечером или ранним утром единственным ориентиром при движении по дороге является окраек обочины. Видимость – метров 10-15, а то и меньше. Дороги, естественно, чистятся только в населенных пунктах и на выездах из них. На трассах – гололед и периодические завалы. Усвистеть в кювет, особенно выходя на всех парах из зоны обстрела – как два пальца об асфальт.
Если едете в зону боев, покажите всем пассажирам, где находятся ручки для открытия дверей. Вываливаться, в случае чего, придется очень быстро, а люди, впервые севшие в машину, порой не могут быстро найти нужный рычажок. Задние двери моей машины откатываются вдоль борта по направляющим, как в микроавтобусе. Двери такого плана, на случай резкой эвакуации, и, если позволяет погода, лучше держать приоткрытыми – рука на ручке, глаза отслеживают обстановку, уши внимательно слушают. Легло рядом – буквально выпадаем из машины и ползком до ближайшего укрытия.
Внимательно изучите карту местности, по которой предстоит движение. В первую очередь это касается пригородов, развязок и кварталов частной застройки. В ноябре-декабре, пока аэропорт был еще в руках ВСУ, мы каждый день ездили по всем закоулкам Октябрьского района, к 1-й и 2-й Площадкам, в пос. Веселое, на 9-ку и к монастырю. Снимали разрушения, развозили гуманитарку, ездили на позиции говорить с бойцами. Если бы не сотрудники ГК ГО, то меня, вероятно, подстрелили бы в первый же день на перекрестке Стратонавтов и Манежного, т.к. Манежный от нового терминала простреливался силовиками “на ура”, и проскакивать этот пятачок надо было очень быстро. Не бойтесь, в случае чего, набирать скорость и гнать во весь опор. Вероятность впечататься в столб в зоне обстрела все равно ниже, чем вероятность быть прошитым осколками или пулями. К слову, обчычная 7.62х39, даже не БП, с расстояния метров в 400 (примерно столько от монастыря до ныне обрышившейся диспетчерской вышки) прошивает салон легковушки от двери до двери насквозь. Поэтому прятаться за автомбилем от пуль и осколков стоит только в самом крайнем случае.
Очень важно слушать, какова плотность обстрела, и хорошо представлять, кто, откуда, чем и куда стреляет. Необходимо научиться различать “входящие” и “исходящие”. Даже самый частый и громкий обстрел, когда разрывы от ложащихся там и сям мин слышны ежесекундно, не так страшен, как одинокая мина, разорвавшееся в 200-х метрах в соседнем переулке, ибо она, с 99% вероятностью предназначалась именно вам. Это значит, что вас заметили двумя-тремя минутами раньше, и решили, что вы – нежеланный гость. Ergo, через несколько секунд приветы полетят плотнее и точнее. Не стройте иллюзий: те, кому надо, вас видят, слышат звук мотора, и будь вы хоть четырежды гражданским, запросто влепят из “подноса” или подствольника чисто из любопытства. Если создалось впечатление, что “привет” адресный, – либо выскакивайте из тачки и, пригнувшись, зигзагами – во дворы, либо – тапку в пол и валим! Представляя, откуда именно могли стрелять, достаточно просто можно потеряться во дворах и переулках частного сектора.
Если видите несущийся по пустой прифронтовой улице автомобиль с включенной аварийкой, и даже без нее, прижмитесь к обочине и пропустите. Это, вероятнее всего, военные. Касается даже легковушки, не говоря уже о грузовиках и “коробочках”. Случаи лобовых столкновений, мятых боков и раздолбанных задниц от столкновений с военным траспортом (хотя это может быть самая обычная “копейка”) не поддаются исчислению. Уважайте вояк. Они тут работают, а вы – просто гости, свалившиеся на их головы. Если вам повезет и вы глянетесь бойцам, то вытаскивать вас из под обстрела, вызывать эвакуатор или буксировать ваш помятый пепелац будут именно они.
Возите с собой несколько банок растворимого кофе и дюжину пачек недорогих сигарет. Затраты не велики, а парни на блокпостах торчат дни и ночи на холоде, порой без курева и кипятка. Можно залить пару термосов, если планируете поторчать и поснимать на каком-нибудь БП. Ребята будут рады горячему чаю или кофе. Хорошее отношение к вам и узнаваемость – обеспечены. Особенной популярностью пользовались мюсли-батончики. Разведосы, с которыми я ходил в декабре в сторону Марьинки, ихо лопали до хруста за ушами.
Если военный просит подвезти, а вы его не видели до этого даже мельком, не стесняйтесь попросить показать удостоверение, – есть шанс подвезти ДРГшника с другой стороны, и ничем хорошим это для вас и вашего авто не кончится. Также старайтесь не подвозить пьяных. Если вы отказали, а боец начал ругаться, без промедлений звоните на ближайший блокпост (телефонами командиров и бойцов лучше запастись при знакомстве, особенно если вы журналист).
Не снимайте из окна автомобиля, если не получили на это разрешения от ребят, дежурящих в районе. В лучшем случае будете остановлены и получите устный выговор, в худшем – приняты за корректировщика, и выгребете пулю в борт. Вообще, не заставляйте своим поведением никого нервничать. Нервы и так на пределе, а тут еще и вы со своим 2-м МАРКом.
Все паспорта, аккредитации, и прочие документы – на себе в нашейном ксивнике. Ни в коем случае не кладите в бардачок. Оставили машину – в нее внезапно прилетело – остались без доков, денег и печенек.
На первых порах, особенно в прифронтовой зоне, езда “по-ДНРовски” захватывает. Дрифты на улице, покрытой ледяным панцирем (разорвало водопровод под перекрестком), набор скорости на опасных участках, езда по встречной, отсутствие светофоров и разделительных полос. Прям, Шумахер и Три Танкиста в одном флаконе.Не переносите эту методу на улицы город.а Дороги Донецка – тот еще лабиринт, особенно в плане распределния по городу участков с односторонним движением. Если вдруг поняли, что едете по односторонней (даже пустой) улице в направлении, обратном предписанному, лучше развернитесь и продолжайте соблюдать правила. Лишние 10-15 минут езды никому не повредят. Вы – не военный, не полицейский и не сотрудник ГАИ. Не спешите, а то успеете.
По возможности, оказывайте помощь тем, кто просит взять их на буксир, одолжить ключ, отвертку, просит толкнуть, “подбросить”. Не убудет, а вас – запомнят, и, если что, – помогут впоследствии.
Российские номера, особенно столичные, – минимальный залог условно доброго к вам отношения со стороны гражданских и военных. Будут пропускать, приветственно сигналить. Не переусердствуйте в использовании этого доверия. Чудаков на букву “м” не любят нигде.
Грузоподъемность и объемы машины, особенно если вы приехали не только с журналистскими, но и с гуманитарными целями – важный фактор. В мою “кангушку”, помимо 4-х человек, влезало: 700-800 буханок хлеба или несколько сотен гуманитарных пайков, или сотня пайков и несколько десятков бушлатов, или десяток мешков круп и сахара, несколько ящиков тушняка и прочих консервов. Не бойтесь волонтерить на развозе гуманитарки. Местные гуманитарщики – уважаемый, веселый и геройский народ.
СТО, мойки и заправки в городе работают. Цены порой кусаются, но преимущественно на горючку. “Переобуться”, скажем, в среднем стоит 130-150 гривен (450 руб.) за колесо. Полный бак – 50 литров 95-го может вылезти в 950 гривен (около 3000 рублей). Запчасти на разборках и рынках есть, но, разумеется, не все и не для всего. Моя машинка оказалась довольно специфической для местных широт (обычная к”Кангу”, но с АКПП и полным приводом). После ДТП пришлось закупать запчасти в МСК и теперь я поволоку их на своем горбу в Донецк. До недавнего времени “партизаны” могли достать запчасти с другой линии фронта, но их транспортировка, особенно с началом боевых действий – чистая лотерея.
Если вас вдруг ангажировали для путешествия (скажем, для встречи гуманитарного конвоя), особенно в сопровождении военных, и попросили передать управление средством, – не ломайтесь. Ополченцы лучше знают дорогу и опасные места на ней. Никто сознательно не будет увечить машину на колдобинах рокад и проселков.
Держите при себе карту. Штудируйте ее в свободное время. GPS работает не всегда и не везде, т.к. перебои со связью наступают неожиданно. На наших глазах экипаж местных (!) в сопровождении журналистов 1-го республиканского канала (свовсем молодых пацанов), выезжая из мкр. Площадка, повернул в сторону пос. Пески и пропал в утреннем тумане. Видимо, ошиблись дорогой. Дозвониться мы до них тогда не смогли, но все, слава Богу, обошлось.
Кирилл Оттер
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Арсения
Как теперь там страшно. Был прекрасный город Донецк, были прекрасные уютные небольшие поселения, куда было приятно уехать от городской суеты, завести свое хозяйство и жить, иногда выживать, на Украине редко все было хорошо с деньгами..
А что теперь? Война, разруха и голод..