Талибы ведут переговоры о вроде бы мирной передачи власти в президентском дворце в Кабуле. Президент Афганистана Ашраф Гани готов сложить с себя полномочия уже сегодня.
В связи с происходящими изменениями во власти Афганистана усилена охрана границы в Узбекистане.
Ранее издание New York Times сообщало, что США пытались договориться с талибами об эвакуации из Кабула оставшихся американских дипломатов.
Эксперт Центра Изучения Современного Афганистана Никита Мендкович прокомментировал для «Журналистской правды», чего ждать от прихода к власти талибов, и кто займется урегулированием ситуации в регионе.
«От талибов ничего хорошего ждать не стоит. Причин здесь несколько. Во-первых, это смена хорошо известного соседа со своими достоинствами и недостатками на движение, которое двадцать лет находилось в подполье и, соответственно, прониклось криминальным духом. Во-вторых, «Талибан» тесно сотрудничает с террористическими организациями, включая «Аль-каиду»*. После победы талибов боевики этих организаций могут укрепиться и начать использовать Афганистан как плацдарм для проникновения в страны Центральной Азии. В-третьих, около 40% бюджета движения «Талибан» формируется за счет наркотрафика. С приходом талибов наркотрафик будет расширяться на постсоветскую территорию. Учитывая упомянутую связь с террористами, наркотрафик может использоваться для проникновения в страны СНГ, в особенности Центральной Азии. Будут попытки подмять под себя организованную преступность, выстроить криминально-террористическую сеть, связанную и с наркоторговлей, и с радикальной идеологией, а в перспективе превратить эту сеть в основную власть.
Решать проблемы Афганистана придется региональным державам, которые не могут отправиться вслед за США в другое полушарие подальше от талибов. Первоначальной задачей станет укрепление границы, чтобы минимизировать наркотрафик и ужесточить борьбу с наркоторговлей, которая превращается из уголовного фактора в политический. Следующий шаг – создание коллективной обороны на случай прорыва границы со стороны талибов. Уже сейчас совокупная численность «Талибана» больше совокупной численности армий Таджикистана и Узбекистана. Региональные державы сейчас работают над системой коллективной обороны, проводят учения, чтобы показать талибам, что лезть к нам не нужно. Россия получила большой опыт в Сирии, и мы можем дать серьезный и болезненный отпор агрессору. Последнее, что нужно будет предпринять, – вести диалог. Он будет непростым, но в конце концов, у талибов две руки, две ноги и одна голова, вступить в диалог с ними можно. Более того, демонстрация силы и возможностей постоять за себя будет достаточно эффективным рычагом, повышающим эффективность диалога».
*Организация признана террористической и запрещена в России
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).