Загрузка...

Фирташ, шустер и пипломерки

24.06.2013 17:20

сми украины


 


Масс-медиа на Украине: русскоязычные, но не пророссийские.


 


Что известно простому российскому гражданину об украинской прессе? Практически ничего. Если он смотрит новости в интернете, то он мог слышать об украинской газете «День» или новостных порталах УНИАН и «Корреспондент.нет», но и только. Если он привык отдыхать в Крыму, он, пожалуй, мог покупать себе прессу с обманчиво знакомыми названиями, вроде «АиФ» или «Комсомолки», но не более того. Если он ещё помнит политические события пятилетней давности, то, должно быть, он в курсе, что в украинские СМИ перебралось несколько персон с НТВ и ТВ6, этих разгромленных олигархических «гнёзд». Словом, знаний о том, что собой представляет пресса нашего сорокапятимиллионного соседа, у россиян немного.


И всё же прозорливцы легко могли бы представить себе, что украинские СМИ по полной программе встроены в политическое противостояние региональных элит собственной страны. Что на Украине, как и везде сегодня, пресса претерпевает период «концентрации капитала», при которой отдельные разрозненные издания собираются в крупные медиахолдинги. Что холдингами этими, так или иначе, владеет крупный и очень крупный бизнес, который сам, хоть и вовлечён в противостояние Востока и Запада, однако в последнее время старается «раскладывать яйца по разным корзинам».


При этом «основной вопрос философии» для украинских СМИ, как и для всей Украины, сводится к попытке понять, что представляет собой «украинская государственная идентичность» и как ей существовать «посерёдке между Европой и Россией». Из этой дилеммы проистекают едва ли не все волнующие «незалежную» прессу темы, включая и «войну языков», русского и украинского, поделивших информационное поле республики.


Существует ли на Украине подлинно независимая пресса? Увы, сегодня это столь же риторический вопрос, как и «существует ли независимая Украина?»







«СЕМИБАНКИРЩИНА» ПО-САМОСТИЙНОМУ


Нет причин отказываться, изучая украинские масс-медиа, от нашего устоявшегося метода исследования: перечисления не отдельных выдающихся представителей прессы, но целых информационных империй, в которые они все, за редким исключением, входят. Ссылаться мы будем на свежее исследование Топ-25 крупнейших медиахолдингов постсоветского пространства, проведённое под эгидой российской «РБК.Рейтинг» и основанное на таких показателях, как объём выручки, охват ауди­тории и техническое покрытие.


Самой крупной украинской медиакомпанией является занявший почетное 11-е место в Топ-25 концерн StarLightMedia (доход в 2012 году – $226 млн., максимальный недельный охват – 19,1 млн. чел.), принадлежащий «металлургическому» миллиардеру Виктору Пинчуку (1960 г. р.; 2-е место в списке Forbes богатейших людей Украины с состоянием $ 3,8 млрд.; на выборах-2012 призывал голосовать за Партию регионов; зять бывшего президента Леонида Кучмы). В созданную совсем недавно (ноябрь 2009) медиагруппу входят шесть телевизионных каналов: СТБ (доля в аудитории старше 18 лет – 9,2%, по данным «пиплометрической» компании GfK-Ukraine), ICTV (ауди­тория 8,5%), Новый канал, М1, М2 и QTV, плюс занятые в рекламном бизнесе продакшн- и сейлз-компании. Из печатных изданий Пинчук контролирует ежедневную русскоязычную газету «Факты и комментарии» (официальный тираж 684 тыс. экз.), а также русскоязычные еженедельники «Инвестгазета» и «Дело». К последнему относится и одноименный интернет-портал delo.ua, с месячной аудиторией 1,4 млн. чел., который считается самым посещаемым и самым цитируемым деловым изданием на Украине. Пинчукская радиогруппа «Тавр медиа» управляет шестью национальными станциями: «Русское радио. Украина», «Хит FM», Kiss FM, RadioRocks, «Мелодия» и «Релакс».


Второй крупнейшей медиакомпанией Украины является занявшая 15-е место в Топ-25 UMH Group ($ 150 млн., охват 11,3 млн. чел.) бизнесмена Бориса Ложкина (1971 г.р.; состояние $ 126,4 млн., оценочная капитализация холдинга – не менее $ 500 млн.), ориентированная на русскоговорящую аудиторию. Из телеканалов эта империя владеет лишь кулинарным «Меню-ТВ», зато может похвастаться такими печатными изданиями, как «Аргументы и Факты в Украине», «Комсомольская правда в Украине» (обе газеты совершенно независимы от их российских «тезок»), «Теленеделя» (тираж 2 млн. экз., издается также в России), «Корреспондент», «Фокус», «Деньги», «Футбол», плюс лицензиями на Forbes, Vogue и др. Из радиостанций холдингу принадлежат «Авторадио», «Ретро FM», «Наше радио» и Europa Plus. Но своим главным приоритетом UMH Group или, попросту, «Украинский медиа холдинг», называет интернет-направление (охватывает 45% украинских пользователей). Здесь концерну принадлежат такие порталы как korrespondent.net и bigmir.net.


Бизнес-партнером UMH Group по продаже рекламы в «Уанете» является компания Digital Ventures (tochka.net), входящая в бизнес-империю богатейшего человека на Украине Рината Ахметова. Среди других бизнес-партнеров Ложкина называют финансиста Геннадия Боголюбова (№ 5 в украинском списке «Форбс») и дважды бывшего министра Петра Порошенко (№ 7 в списке «Форбс»).


Впрочем, по некоторым данным, не далее как в середине июня «Украинский медиа холдинг» был полностью продан группе компаний ВЕТЭК молодого (27 лет) олигарха Сергея Курченко, связанного, как считается, с т. н. «Семьёй», околопрезидентским властным кланом. Эта информация ещё нуждается в официальном подтверждении.


На третьем месте в топе украинских медиакомпаний стоит Inter Media Group ($ 105 млн., охват 14,7 млн. чел.), которая с февраля этого года на 80% принадлежит небезызвестному газовому посреднику Дмитрию Фирташу (1965 г. р.; состояние $ 673 млн.; ассоциируется с партией «УДАР» и ее «фронтменом» боксёром Виталием Кличко). Основу медиаконцерна составляют телеканалы «Интер» (самая большая телеаудитория на Украине – 16,5%), НТН, «Пиксель», К1, К2, «Мега», Zoom и «Enter-фильм», а также интернет-портал podrobnosti.ua и информационное агентство «Украинские новости».





КРАЙНОСТИ СХОДЯТСЯ


Именно на «Интере» «пригрелись» либеральные журналисты из России. В частности, информационное вещание телеканала с февраля этого года возглавляет Евгений Киселёв: он руководит компанией «Национальные информационные системы», производящей для «Интера» программы «Новости», «Подробности», а также итоговые «Подробности недели», где 57-летний Киселёв является ещё и ведущим. На этот же канал перебрался, после долгих метаний, и Савик Шустер, ведущий передачи «Шустер Live».


Главными конкурентами «Интера» в борьбе за охват украинской телеаудитории являются украиноязычный канал «1 1» (аудитория 12,4%) и ТВ «Украина» (аудитория 10,0%). Они принадлежат двум другим медиакомпаниям страны, вошедшим в Топ-25 «РБК.Рейтинга», «1 1 Media» и Media Group Ukraine, соответственно. Единственный государственный телеканал «Первый национальный» (аудитория 4,1%) в пятёрку ведущих украинских ТВ не входит.
Корпорация «1 1 Media» ($ 47 млн., охват 14,4 млн. чел.), объединяющая каналы «1 1», «2 2», ТЕТ, «ПлюсПлюс», а также информационное агентство УНИАН и интернет-площадки glavred.info и tsn.ua, контролируется третьим местом в украинском списке «Форбс» финансистом Игорем Коломойским (1963 г. р.; состояние $ 2,4 млрд.). Проживающий в Швейцарии украинско-израильский бизнесмен формально избегает заниматься политикой, предпочитая выяснять отношения с властью напрямую, тет-а-тет. При этом, однако, как неоднократно утверждали украинские коммунисты, глава Объединенной еврейской общины Украины был якобы замечен в финансировании западноукраинского националистического объединения «Свобода» (примерно как если бы Березовский содержал РНЕ). 


В свою очередь, Media Group Ukraine (или «Медиа Группа Украина»; $ 42 млн., охват 12,6 млн. чел.) – это информационная вотчина донецкого олигарха Рината Ахметова (1966 г. р.; состояние $ 15,4 млрд.; считается одним из главных «приводных механизмов» Партии Регионов). Его медиаимперия вбирает в себя не только, как уже сказано, телеканал «Украина», но и каналы «НЛО ТВ», «Футбол» и региональный «Донбасс». Кроме того, в ахметовский холдинг «Сегодня-Мультимедиа» входят ежедневная газета и одноименный сайт «Сегодня», газеты «Вечерний Донецк» и «Донецкие новости».



ЕЩЁ НЕМНОГО «ЛИЧНЫХ» СМИ


Отметим теперь несколько популярных украинских «медиа-одиночек». Первую строчку в рейтинге Liveinternet самых посещаемых новостных сайтов Уанета занимает «Украинская правда», основанная небезызвестным Георгием Гонгадзе в 2000 году. Издание это, как считается, самоокупает себя за счет рекламы. Это не мешает ему, впрочем, занимать ярко выраженную «оранжевую» позицию.


Ещё одним «оранжевым» и, по совместительству, самым авторитетным политико-аналитическим изданием страны считается «Зеркало недели» (zn.ua). Возглавляет его семья Мостовых, отец и дочь, причём дочь является супругой Анатолия Гриценко, бывшего минобороны и нынешнего депутата парламента от объединения «Батькивщина» Юлии Тимошенко.


Популярная газета «День», выходящая пять дней в неделю, управляется главредом Ларисой Ившиной, женой первого руководителя Службы безопасности Украины и бывшего премьер-министра страны Евгения Марчука.
Интернет-ресурс «Обозреватель» (третье место в рейтинге посещаемости, вслед за «Украинской правдой» и «Корреспондентом») контролируется, по некоторым данным, политиком и предпринимателем Михаилом Бродским, нынешним главой госслужбы по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства.
Перечислять и ранжировать украинскую прессу по степени влияния и популярности можно долго, даром, что в самой Незалежной всё уже, кажется, согласились не обращать внимания на местные «дутые» рейтинги СМИ, накручиваемые не только в интернете (это ещё можно себе представить), но даже в телевизорах (на Украине до сих пор ещё слышны отголоски скандала с фальсифицированной «пиплометрией» от компании GfK). 


Суть же такова: сегодня в украинских масс-медиа борются две глобальные тенденции, одна из которых подвигает их хозяев относиться к собственным СМИ исключительно как к источникам многомиллионной прибыли, в то время как другая заставляет рассматривать медиа прежде всего как средство политической пропаганды. Как бы то ни было, прекраснодушные идеалы «оранжевой революции», обещавшей стране полноценную «четвёртую власть» в лице подлинно независимых СМИ, на Украине, похоже, окончательно похоронены. А как дышали!


И последнее. При всём олигархическо-чиновничьем многообразии собственников украинских масс-медиа, сегодня едва ли можно назвать хотя бы одно по-настоящему пророссийское СМИ, издаваемое в этой соседней стране. Тамошние издания могут сколько угодно щеголять русскими брендами в своих названиях и использовать русский язык в статьях и передачах, но пока что реальное медиа-присутствие России на Украине равно нулю. И тенденции к изменению этой ситуации не наблюдается.


Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...