Загрузка...

Медиаконцерны Старого Света

18.06.2013 16:04

тв


Кому принадлежат европейские СМИ? В своём предыдущем материале, посвящённом глобальным медиаимпериям, мы почти не затронули европейские СМИ. Это может показаться странным, поскольку для российского уха такие бренды, как «Би-Би-Си», «Немецкая волна» или, на худой конец, «Канал Плюс» кажутся едва ли не более раскрученными, чем, например, «Ньюс корпорэйшн». Сегодня мы восполняем это упущение, с единственной оговоркой: в общепланетарных масштабах европейская пресса имеет гораздо меньший вес, нежели трансатлантические корпорации, вроде указанного детища Руперта Мердока.
В целом, над прессой Старого Света довлеют практически те же тенденции, которые определяют развитие глобальных медиакорпораций. В двух словах, это концентрация и коммерциализация. Это означает, что все больше европейских СМИ объединяются в международные холдинги, действующие сразу в нескольких странах и в нескольких сферах бизнеса. При этом вектор объединения направлен на извлечение как можно большей прибыли.
И всё же вначале напомним об активах медиаимперии мердокской News Corporation (доход в 2012 году $ 33,706 млрд., занятость 51000 чел.), которой в Европе, или точнее в Великобритании, принадлежат газеты The Times, The Wall Street Journal Europe, The Sun и The Sunday Times, а также телекомпании SKY Italia (доля 100%), British Sky Broadcasting (39%) и Sky Deutschland (49,9%).
«СТАРЫЕ ДЕНЬГИ»
Наиболее успешной чисто европейской медиагруппой сегодня считается германский гигант Bertelsmann SE & Co. KGaA (€ 16,065 млрд., 104000 чел.), который вот уже почти 180 лет контролируется семейством Мон. Основным его медиа-активом является грандиозный медиахолдинг с люксембургской пропиской RTL Group (€ 5,998 млрд., 9590 чел.), в котором гиганту принадлежат 75,1%. RTL Group – это 53 телеканала и 28 радиостанций в Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Испании, Венгрии, Хорватии, а также в России (в виде 7,5%-ной доли в «Национальной медиа группе», владеющей Рен-ТВ, газетой «Известия», телекомпанией «Петербург» и 25% Первого канала).
Вторым «китом», на котором покоится гигант «Бертельсманн», – это крупнейшее в Европе журнальное издательство Gruner Jahr (74,9%, € 2,218 млрд., 11585 чел.), издающее свыше 250 журналов в 30 странах мира. Среди них такие издания как Stern и Geo. Этому же издательству принадлежит Financial Times Germany, а также 25,25% акций журнала Spiegel.
Третий кит «Бертельсманна» – это крупнейший в мире книжный издательский дом Random House (100%, € 2,142 млрд., 5712 чел.), продающий ежегодно по 500 млн. книг. Во второй половине этого года состоится его слияние с одним из ведущих конкурентов, издательством Penguin Group корпорации Pearson plc., после чего «Бертельсманн» будет владеть 53% нового суперигрока, претендующего на четверть всего мирового книжного рынка.
Среди прочей «мелочи» гиганту принадлежат 100% в сервисно-логистической компании Arvato, которая не имеет даже толковой странички в Википедии, зато дает работу 63818 сотрудникам и заработало в 2012 году € 4,449 млрд.
Отметим, что семейство Мон напрямую владеет лишь 19,1% капитала «Бертельсманна», остальными же процентами распоряжается Фонд Bertelsmann. Это весьма занятная структура, имеющая репутацию неолиберального think tank’а, вовлеченного, вопреки своему лозунгу «Как можно меньше государства», в активное консультирование немецких политиков и даже целых госструктур, вроде министерства образования. В рамках сотрудничества с немецкими преподавателями фонд настаивает, например, на введении платного высшего образования в Германии…

ЗНАКОМЫЕ ВСЁ ЛИЦА
Вторую строчку в списке наиболее влиятельных массмедийных империй Европы занимает французская Vivendi S. A. (€ 29,994 млрд., 63100 чел.), уже упоминавшаяся нами в предыдущем номере «ЖП». Напомним, что этот конгломерат владеет платным телеканалом Canal (100%, € 5,013 млрд., 5228 чел.), крупнейшей в мире музыкальной компанией Universal Music Group (100%, € 4,544 млрд., 6422 чел.), игровой фирмой Activision Blizzard (61,5%, $ 4,856 млрд., 7061 чел.) и рядом прочих медиаструктур, вроде телекоммуникационной компании SFR, которая в прошлом году принесла родительской медиаимперии больше всего денег – € 11,288 млрд. Каких-то десять лет назад это была грандиозная транснациональная корпорация, владевшая такими активами, как нынешняя американская NBC Corporation. Однако неверная бизнес-стратегия привела «Вивенди» к астрономическому долгу в 35 миллиардов евро, в результате чего компания была вынуждена распродать значительную часть своих вложений. Сегодня акции Vivendi официально принадлежат различным публичным фондам, вроде Black Rock, Inc. (4,62%), Groupe Société Générale AM (4,55%) и т. д.
Не останавливаясь на ведущем европейском издательстве научной и юридической литературы Reed Elsevier plc. (£ 6,166 млрд., 30500 чел.), перейдём к другому издательству, уже упомянутому выше, – Pearson plc. (£ 6,112 млрд., 37000 чел.). Помимо книжной структуры Penguin Group и образовательного отделения Pearson Education (программное обеспечение для школ и сертификация учителей), этой «семейной» бизнес-империи принадлежит также The Financial Times Group (включая издание The Economist) – в России этот «оплот экономического либерализма» частично владеет газетой «Ведомости».
Следующей в списке европейских медиаимперий идет французская Lagardère Media (€ 7,370 млрд., 26493 чел.), которой принадлежат львиная доля выпуска журналов во Франции, включая Elle и Paris Match (всего 39 французских и 85 зарубежных журналов в 45-ти странах), второе в мире книгопечатное издательство, система эфирного и кабельного вещания (11 телеканалов и 21 радиостанция по всему миру; частью империи Lagardère долгое время была первая российская коммерческая радиостанция «Европа Плюс») и многое другое.

ОТ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ ПРИБЫТОК НЕ ЗАВИСИТ
Одной из наиболее крупных общественных телерадиокомпаний в мире является немецкая корпорация ARD (€ 6,265 млрд., 21 052 чел.), статус которой по-своему уникален: официально она принадлежит не частному лицу и не государству, но всему немецкому обществу. К этой компании относится первый федеральный телеканал Германии Das Erste, выпускающий самую старую и самую популярную в стране новостную программу Tagesschau; а также целый ряд региональных теле- и радиоканалов. В конгломерат ARD входит также радиостанция Deutsche Welle («Немецкая волна»).
Британский аналог немецкой общественной медиакомпании известен нам гораздо больше – это BBC. Чуть отставая от ARD по финансовым показателям (бюджет 2012 года £ 5,086 млрд.), BBC является крупнейшей телерадиовещательной компанией в мире по числу сотрудников (21940 чел.). Эта формально независимая от правительства корпорация ведёт свою деятельность по королевскому патенту, обновляемому каждые 10 лет.
Mediaset SpA (€ 3,721 млрд., 6285 чел.) – это уже Италия, и это Берлускони (через семейный холдинг Fininvest владеет 38,6% компании). Крупнейшая телекорпорация страны объединяет каналы Italia 1, Canale 5 и Rete 4. Заметим, что в бытность свою премьер-министром Берлускони, в силу своей должности, фактически контролировал прямого конкурента своей фирмы – систему государственных каналов RAI (€ 2,974 млрд., 11410 чел.).
Не будем проходить мимо ещё одной европейской «семейной» фирмы – шведской Bonnier AB (29,176 млрд. шведских крон, 10905 чел.). Эта крупнейшая коммерческая медиакомпания Северной Европы (около 180 брендов в Европе и США) в России владеет газетой «Деловой Петербург» и скоро завершит сделку по приобретению интернет-портала «Фонтанка.ру».
Ещё одним авторитетным издателем прессы в Германии является компания Axel Springer AG (€ 3,310 млрд., 13651 чел.), прославившаяся своим ежедневным таблоидом Bild и газетой Die Welt, а всего в мире печатающая 230 газет и журналов – в том числе издание «Форбс» в России. Поддерживая своё реноме либерального проекта, компания продвигает идеалы объединённой Европы, трансатлантического сближения и «жизненные интересы государства Израиль», как это было сформулировано в 1967 году самим Акселем Шпригнером, основателем концерна.
Мы перечислили лишь ведущих европейских медиа-игроков; вне пределов нашего внимания остались десятки и сотни компаний и СМИ поменьше. Однако из того, что мы успели назвать, уже можно сделать кое-какие выводы.
Прежде всего: основные медиа-концерны Старого Света сегодня являются огромными диверсифицированными бизнес-империями, оперирующими миллиардами евро. Их финансовые показатели позволяют им не только сохранять вполне реальную независимость собственных СМИ, но и идти дальше — влиять на политику, государственные решения и конечно, общественные настроения. Совокупный доход перечисленных в статье информационных империй, от «Бертельсманна» до «Акселя Шпрингера», в одном только 2012 году, в пересчёте на наши деньги, превысил 5 трлн. рублей – и с этим приходится считаться.


Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...