Приевшийся бойкот теледиспутов со стороны кандидата от власти не укладывается в логику московских выборов
В недолгой истории нынешних московских выборов выделяются два ключевых момента, оба из которых добавили кандидату от власти несколько рейтинговых очков. Первый – наделение Навального недостающими голосами муниципальных депутатов. Второй – выпуск того же Навального из тюрьмы под подписку о невыезде, а точнее – под выборы.
Оба решения смотрелись как неожиданно свежие, сильные шаги власти, показавшие, что она жаждет полноценной избирательной кампании в столице – и столь же полноценной в ней победы.
Тем неожиданнее выглядел отказ Сергея Собянина от самой вкусной детали любых серьёзных выборов – теледебатов. Нынешний вр.и.о. мэра, демонстративно пошедший на выборы как самовыдвиженец, словно бы вновь натянул на себя пропахшую единороссовскую робу. Кампания, начинавшаяся как альтернатива прежним предвыборным стратегиям «партии власти», опять скатилась к надменному «Пусть другие балаболят, а у нас дел по горло!»
Между тем, подобная риторика начальника ЖЭКа не пристала человеку, намеревающемуся стать градоначальником Третьего Рима. Канализация, пробки и рынки, требующие круглосуточного собянинского внимания, – вещи, конечно, важные, однако ими заботы москвичей вряд ли ограничиваются: о прочем тоже поговорить не грех. Каким будет главный город России через полсотни лет? Останется ли он вообще главным? Как он будет развиваться: не канализационные сети, а сам город, со своими горожанами? В чём кандидаты вообще видят смысл этого пятнадцатимиллионного муравейника? Разве не стоит поговорить об этом до дня голосования?
Однако Собянин отказался от разговоров. Видимо, не обошлось без ключевого вопроса: с кем разговаривать? Очевидно, здесь маячит фигура Навального. И здесь возникает неприятная раздвоенность. Ежели Навальный – микроскопическая тля, на которую неохота временя тратить, то к чему было весь предыдущий месяц едва ли не силком тащить его на выборы? Если же осуждённый блогер – грозный противник с каверзными вопросами в кармане, то в таком случае мантры собянинского штаба «Навальный нашему господину не чета!» выглядят несколько нелепо.
Кстати, а партийные деятели Мельников и Левичев – тоже политичесая мелюзга, недостойная высочайшего внимания? Но они-то, заметим, баллотируются от партий, в то время как сам Собянин формально представляет лишь себя одного. Ему и выборы-то понадобились, чтобы доказать, что он чего-то стоит без административного ресурса.
Но, быть может, сильнее всего собянинский штаб опасается продемонстрировать городу и миру несостоятельность идеологического бэкграунда своего патрона, который и хотел бы дистанцироваться от «ЕдРа», да не может? Однако телевизионные поединки видных полемистов из числа «единороссов» (возьмём хоть Хинштейна) доказали, что «партия власти» в их лице вполне способна выигрывать идейные баталии, в особенности у либералов.
Понятно, что иметь хорошо подвешенный язык – ещё не значит быть хорошим мэром. К тому же, в дебатах один на один Навальный способен срезать Собянина пулемётной очередью из нескольких претензий, в том числе юридического характера. Но ведь оттого, что этот поединок не состоится, сами вопросы не исчезнут! Что там произошло с приватизированным собянинским жильем? Увы, Сергей Семёнович лишил себя возможности лично и обстоятельно отмести «злобные измышления», приструнив пустобрехов. Что ж, собянинские конкуренты станут теперь полоскать его белье у него за спиной – на дебатах друг с другом. Ну и кому от этого лучше?
А ведь спор тет-а-тет хорош тем, что удары можно наносить попеременно. У того же Навального полно слабых мест и «закрытых тем», на которые он не желает или не способен дать ответ. На днях это с блеском продемонстрировали нацболы, вышвырнутые с навальновского митинга за одну лишь попытку спросить про «пересмотр грабительской приватизации». А неясности со сбором и расходованием денег на кампанию? К предводителю Болотной имеются и другие вопросы, и, вероятно, в скором времени нам доведётся их услышать – вот только не от Собянина, а из уст прокурора. Увы, прокурор не баллотируется в мэры Москвы.
Чем ещё мотивирует отказ от телевизионного спора собянинский штаб? Непроработанностью процедуры? Боятся сока, выплеснутого в лицо? Однако любой подобный скандал, в котором сиятельная персона держит себя с царственной осанкой, лишь добавляет ей народных симпатий. Даже облитое лицо может быть сохранено – это вопрос воспитания и выдержки.
В конце концов, московские выборы позиционировались как нечто принципиально новое в нашем примелькавшемся политическом ландшафте. Так отчего бы не отшлифовать на них разнообразные процедуры: яркие теледебаты, честную конкуренцию, справедливый подсчёт голосов, – с перспективой их применения уже в федеральном масштабе?
Впрочем, даже если бы Собянин согласился участвовать в теледебатах с Навальным, совсем не факт, что Навальный пришёл бы. Давеча он пожаловался избирателям, что его не пускают на ТВ, и в то же самое время отказался от приглашения в телеэфир Игоря Виттеля на РБК, сославшись на какие-то неподходящие ему рейтинги канала. Так что у Сергея Семёновича имелся неплохой шанс одолеть киберактивиста за неявкой последнего. Но не теперь.
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).