Загрузка...

ПЛЮС И МИНУС

22.07.2013 10:56

С российским космосом «что-то идёт не так…» А что именно?
mks

Авария 1 июля 2013 года на космодроме Байконур обойдётся России значительно дороже, чем те 4,4 млрд. рублей, которые были затрачены на производство ракеты-носителя «Протон-М» с тремя спутниками «ГЛОНАСС-М» и подготовку к их запуску, – таков общий тон публикаций мировой и отечественной прессы.

Причём главные потери будут носить репутационный характер. Терять сотни миллионов долларов из-за того, что какой-то российский электрик при подсоединении датчика угловых скоростей «перепутает» плюс и минус (а на этой версии настаивает комиссия по расследованию катастрофы), никто не захочет.

«Из 400 запусков “Протона” неудачей закончились около 40, что даёт коэффициент надёжности в 88%. Не блестяще, но и не ужасно. Однако русским надо быть осторожнее, чтобы их иностранные клиенты не задумались о “перемене лошадей”. Если Россия действительно хочет получить долю на мировом космическом рынке, объём которого к 2030 году составит 1,5 трлн. долларов, ей необходимо заняться реформированием и обновлением своей космической отрасли. Кое-что в этом направлении уже делается. В частности, разрабатывается новое семейство ракет-носителей “Ангара”, которые должны окончательно заменить такие аппараты, как “Протон”», – суммирует ситуацию французская LeMond.

Учитывая, что за последнее десятилетие примерно четыре из пяти космических стартов России осуществлялись по зарубежным заказам, последствия для одной из главных высокотехнологичных отраслей отечественной экономики и впрямь могут оказаться серьёзными. Но странное дело! В перечне российских космических аварий последних трёх лет «экспортные» запуски не значатся вообще. А все неполадки почему-то проявляются только в том случае, если на орбиту выводятся отечественные спутники, на долю которых, напомним ещё раз, только один пуск из пяти. Судите сами.

5 декабря 2010 года – после успешного запуска ракеты-носителя «Протон-М» разгонный блок с тремя спутниками «ГЛОНАСС-М» стоимостью 2 млрд. рублей выведен на нерасчётную орбиту и затоплен в Тихом океане.

18 августа 2011 года – «Протон-М» не сумел вывести на орбиту «Экспресс-АМ4», первый российский спутник, построенный за рубежом, стоимостью в 200 млн. долларов.

24 августа 2011 года – из-за проблем с двигателем ракеты-носителя «Союз-У» впервые за 30 лет эксплуатации не вышел на расчётную орбиту «космический грузовик» «Прогресс М-12М», предназначенный для Международной космической станции. 

23 декабря 2011 года – из-за сбоя в работе двух двигателей третьей ступени ракеты-носителя «Союз 2.1б» потерян спутник связи «двойного назначения» «Меридиан».

8 декабря 2012 года – геостационарный телекоммуникационный спутник «Ямал 402», изготовленный во Франции по заказу ОАО «Газпром космические системы», не удалось штатно вывести на геопереходную орбиту, поскольку разгонный блок «Бриз М» отработал на четыре минуты меньше положенного времени. 

24 апреля 2013 года – из-за неполадок в системе сближения и стыковки «Курс» российский «космический грузовик» «Прогресс М-19М» не смог состыковаться с МКС. 

Назвать подобное положение дел случайным нельзя. Скорее, тут проявляется некая закономерность, которую необходимо раскрыть. Но многочисленные правительственные комиссии, которые изучают причины космических аварий и докладывают о результатах «наверх», похоже, или не могут, или не хотят даже задаться подобным вопросом, концентрируясь на каждом случае отдельно. Что называется, не видят за деревьями леса.

Прозвучавшая в «прямом эфире» оказавшегося аварийным старта 1 июля фраза телекомментатора «Что-то идёт не так…» сразу стала сверхпопулярным «мемом».

Может быть, пора всё-таки разобраться, что именно идёт не так в нашей космической отрасли? 

Теперь уже не только блогеры, вроде того же Навального, кивают на коррупцию, падение технологической дисциплины и так далее: «Если вы всё украли, то оно не полетит». Серьёзные эксперты, специалисты в космонавтике утверждают: «Если Роскосмос не организовал работу, не оплачивает её как надо, – где-то потеряли кадры, где-то потеряли технологию, где-то материалы заменили без подтверждения проверками…» (Герберт Ефремов, Герой Социалистического Труда, почётный Генеральный конструктор ОАО ВПК «НПО машиностроения»).

Всё вроде бы так. Но факты в их взаимосвязи – вещь не только упрямая, но и доказательная. Умеют же и могут, если нужно по-настоящему.

Так почему для «там» – всё летает как часы, а для «тут» – через раз и со скрипом? 

Не исключено, что, правильно ответив на этот вопрос, мы сможем ответить и на другие вопросы, связанные с перспективами развития российской космической отрасли.


Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...