Как будет выглядеть бизнес-класс в будущем?» – изо дня в день деловито вопрошают в одной из набивших оскомину телереклам. Вот вопрос, достойный внимания многомиллионной аудитории центральных телеканалов! Массовому зрителю, зарабатывающему в среднем 27 тысяч рублей в месяц, ежедневно в вечерний прайм-тайм вбивают в мозг новость о том, что авторынок вот-вот пополнится новинкой импортного автопрома за мильон рублей с гаком.
Вы курите? Пьете? Живете в «плохой экологии»? В результате этого у вас упала эректильная функция? Вот вам препарат, который употребляют все «стабильные мужчины», – и вы будете таким же сексапильным, как бритоголовый плейбой в рекламном ролике! Что особенно приятно, в рекламе не сказано, что надо бросить курить и пить: достаточно купить коробочку со стимулятором…
ОБМАНЫВАТЬСЯ РАДЫ
Реклама – уникальная сфера человеческой деятельности, где простой обман называется «маркетинговым ходом». Иллюзии, легко создаваемые простыми аудио-визуальными средствами, остаются полностью на совести аудитории, выросшей на сказках про «Золотую рыбку» и «По щучьему велению».
Современный маркетинг программирует поведение людей на подсознательном уровне. Сказывается одна из иллюзий: если ты будешь владеть этими часами, ездить на этом авто, пользоваться этим мобильником, ты приобщишься к некоему избранному сообществу. Или решишь наболевшую проблему. Или, наконец, станешь не хуже других.
Набор «ключиков» к потребительской мотивации не слишком велик. Общество испытывает известный набор проблем, эксплуатируя которые, легко простимулировать выбор покупателем той или иной товарной марки. Сомневающийся в себе человек с травмированным самолюбием наверняка поведется на рекламу с респектабельным, успешным, довольным жизнью героем и на подсознательном уровне уверует, что стать таким же ему поможет рекламируемый товар. При длительной эксплуатации подобных образов в рекламе они становятся приметами времени, символами успеха, а товар, ассоциированный с этим образом – неким протезом недостающего личностного качества.
Надо ли говорить, сколько разочарований влечёт за собой такая покупка, сделанная в состоянии рекламного транса? Ведь проблему, делающую человека подверженным влиянию манипуляции, не может решить машина, брендовые часы или сумочка из кожи ската. Не говоря уже о том, что у подавляющей части аудитории реклама квартир в элитных новостройках или дорогих автомобилей только усиливает фрустрацию и чувство безысходности. О чём должны думать миллионы «безлошадных» пользователей московского метро, ежедневно разглядывающие в вагонах и на эскалаторах рекламу люксовых авто? Становится даже жаль рекламодателей, так напрасно потратившихся на столь массовую рекламу для столь узкой целевой аудитории…
Впрочем, как известно, за всё платит конечный покупатель. И действительно, с приобретателей столичных квартир по 300 кв. м не убудет. Вот только причём здесь миллионы тружеников, студентов, пенсионеров и школьников, вынужденных созерцать эти посылы во время просмотра любимого фильма или передачи? Как рекламируемые блага согласуются с их возможностями? Какие мотивации способны они разбудить в такой аудитории?
ПРОДАЕТСЯ ИЛЛЮЗИЯ
Наше подсознание воспринимает замысел рекламщиков совсем не так, как сознание, то есть совершенно некритично. Этому способствует и разнообразие товаров одного вида. Например, бесчисленное множество средств по уходу за волосами или кожей, множество марок декоративной косметики делают выбор конкретного продукта крайне затруднительным. Для растерянного покупателя реклама в данном случае – буквально спасение. Какой образ на картинке или экране, ассоциированный с определённым товаром, покажется более привлекательным, тот товар и будет с радостью куплен.
Рекламщики знают, что решение приобрести, например, краску для волос, у потребительницы включится не во время прочтения раздела «Состав» или инструкции по применению, а от одного только взгляда на пышную золотую шевелюру красотки, разливающуюся густыми волнами по экрану. Тот факт, что состояние волос никакой связи с данным средством не имеет и является врождённым свойством модели, подсознанием даже не рассматривается. Оно реагирует на привлекательный рекламный образ, игнорируя те обстоятельства, которые неизбежно возникнут с приобретением рекламируемого товара.
Астрономические кредитные ставки, побочные действия лекарств и БАДов, их индивидуальный эффект – часто на приобретении разрекламированной новинки траты не заканчиваются. Когда на рынок только поступили гаджеты с микро-сим картами, последние стоили столько же, сколько стационарный высокоскоростной кабельный интернет, поэтому некоторые счастливые обладатели новинок до сих пор вынуждены вне дома пользоваться интернетом только в заведениях с бесплатным Wi-Fi…
В ЧУЖОМ ФОРМАТЕ
За навязанными образами люди следуют из-за собственной ограниченности и лени.
Реклама освобождает потребителя от проблемы выбора, от непростой умственной работы по сбору и анализу подчас большого объёма информации об идентичных товарах различных производителей.
Чем ярче и эффектнее реклама, тем дороже будет товар. Больше всего средств затрачивается на рекламу ненужного товара, польза которого сомнительна. В сущности, маркетинг – это технологии по созданию искусственных потребностей. Сигареты, алкоголь, компьютерные игры, косметические новинки, лекарства от несуществующих болезней, витамины для красивых волос, ногтей, грудей и т. д. – сколько ненужных товаров мы покупаем за свою жизнь, пытаясь подражать образам, навязанным нам рекламой и современным кино! Нет предела для совершенства, и в этом невротичном марафоне нам должен кто-то помогать.
Насаждаемый через рекламу стиль жизни – это формат, позволяющий легче управлять загнанными в него массами людей. Сначала их покупательской активностью, потом – политической. Шок – самый эффективный манипулятор. Яркое, страшное, отвратительное, броское, шокирующее – всё это вводит в транс и даёт доступ к подсознанию, куда засылается нужная команда. Реклама товаров и услуг по методологии мало чем отличается от политтехнологий, разве что сюжетами. Самые эффектные маркетинговые приманки в политике – сообщения об угрозе катастрофы, кризиса, войны. Яркий пример таких манипуляций – «Арабская весна».
Воздействие рекламы до тех пор будет достигать своей цели, пока рекламное сообщение будет нам что-то давать. Если потребитель возьмёт за правило самостоятельно искать нужную ему информацию, навязать ему что-либо будет невозможно.
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).