Загрузка...

Только бизнес, и ничего личного

30.06.2013 10:37

Для чего Александру Мамуту понадобилась невиданная в истории рунета электронная медиаимперия?


Александр Мамут

ТАКОГО ЕЩЁ НЕ БЫЛО
Со времени сделки между медиаструктурами Владимира Потанина и Александра Мамута по их слиянию в общий холдинг «Афиша-Рамблер-SUP» прошло уже больше месяца, однако сделка эта до сих пор приковывает внимание наблюдателей. Причина понятна: ничего более масштабного в истории российских интернет-СМИ не происходило.
Новый игрок становится крупнейшим медиахолдингом по охвату в Рунете: его аудитория составит, по оценкам, более 37 млн человек. Что ещё важнее: в единый информационный кулак объединяются интернет-издания, стабильно занимающие первые строчки в рейтинге цитируемости электронных СМИ, – «Лента.ру» и «Газета.ру». Особую весомость сделке придает вхождение в холдинг важнейшего сегмента общественно-политической жизни Рунета – «Живого журнала» (сервис livejournal.com, созданный в Калифорнии, но впоследствии перекупленный российским бизнесом). Добавим к этому портал «Рамблер» и культуртрегерскую «Афишу.ру», формирующую «образ жизни современного городского жителя») – и получим на выходе нечто ещё не виданное в наших интернет-палестинах.
Всё это значит только одно – месяц назад в Сети из различных структур соткался мегапроект, который, без сомнения, призван играть первую скрипку в общем оркестре российских сетевых масс-медиа.
Давайте рассмотрим детально, что представляет собой новый медиахолдинг.

ВСЁ КАК В ЛУЧШИХ ДОМАХ
Интернет-компания «Афиша-Рамблер», в прошлом году принесшая своей родительской структуре, «Проф.едиа» (входит в потанинский холдинг «Интеррос»), 2,9 млрд. рублей дохода, вносит в общий холдинг следующие активы:
— интернет-активы Rambler Media:
— поисковый портал Rambler.ru (ежемесячная аудитория 30 млн чел.);
— информационный сайт Lenta.ru (12,48 млн посетителей в мае-2013);
— сервис сравнения цен Price.ru;
— рекламное агентство Index20;
— сервис контекстной рекламы Begun.ru;
— издательский дом «Афиша»:
— журнал «Афиша» (заявленная аудитория 1 млн. чел.);
— отдельные проекты «Афиша-Еда», «Афиша-Мир», а также путеводители;
— интернет-портал Afisha.ru (ежемесячная аудитория 3,2 млн. чел.)
— клубный портал Nightparty.ru.
В свою очередь, интернет-компания SUP Media, хвастающая тем, что её сайты охватывают почти 50% российской интернет-аудитории, и с декабря 2012 года на 100% принадлежащая группе A&NN Александра Мамута (заработала в прошлом году порядка 1,3 млрд. руб.), отдаёт в новую компанию не менее значимые активы:
— социальная сеть LiveJournal.com (33 млн. русскоязычных посетителей в месяц);
— информационный сайт Gazeta.ru (9,17 млн. посетителей в мае-2013);
— главный спортивный портал Рунета Championat.com (7,88 млн. посетителей в мае-2013);
— автомобильный ресурс Quto.ru;
— сайт путешествий Redigo.ru;
— онлайн-проект для родителей Letidor.ru;
— агентство по продвижению интернет-рекламы SOL.
Как видим, набор сервисов объединенной компании вполне позволяет поставить ее в ряд наиболее современных мировых медиахолдингов, для которых характерна подобная диверсификация проектов: новости, социальные сети, развлечения, работа, реклама, путешествия и т. д., исчерпывающих образ жизни всё большего числа жителей мегаполисов.

ЧЬИ КОВРИЖКИ?
Как неоднократно сообщалось, владеть объединенным холдингом «Афиша-Рамблер-SUP» и продвигать людей в его совет директоров Потанин и Мамут будут на равных, однако управление холдингом полностью перейдёт в руки последнего. Более того, сообщается о том, что Потанин через три года может продать долю в компании за фиксированную сумму. Многие уже сегодня считают холдинг полноправным владением Мамута. И соответствующие кадровые изменения подтверждают это.
Гендиректором холдинга стал Петр Захаров, бывший топ-менеджер Apple, последний десяток лет работавший в европейских офисах компании. Очевидная креатура Мамута, считающаяся жёстким менеджером, начала весьма сурово, если судить по дальнейшим кадровым изменениям: в объединённом холдинге уже отказалось работать несколько топов из «Афиши-Рамблера», то есть потанинской части объединённой медиаимпери . Среди ушедших – гендиректор Николай Молибог, исполнительный директор Екатерина Круглова, директор по продуктам Дмитрий Степанов, арт-директор Ирина Волошина и директор по разработке Виктор Ламбурт. Уходит и главред журнала «Афиша» Игорь Красильщик. Впрочем, по другим данным, причиной ухода топов является активность вовсе не Захарова, а самого Мамута, который якобы «вмешивается буквально во всё и даже то, что и без него прекрасно работало».
Ну, а кто же пришёл в объединённую компанию? Начнём с его совета директоров, в который вошли, помимо председателя Мамута и упомянутого Захарова, еще Дмитрий Корявов (бывший первый зампред минпечати, спец по реструктуризации медиахолдингов), Алексей Башкиров (член правления «Интерроса»), Ольга Паскина (президент «ПрофМедиа») и Елена Верман (финдиректор «ПрофМедиа»). Видимо, из шести директоров холдинга трое являются людьми Мамута, трое – ставленниками Потанина. 
Наше внимание привлекает новый заместитель гендира по вопросам внешних коммуникаций «Афиши-Рамблера-SUP», Алексей Гореславский. Это любопытная персона, имеющая в своей биографии такие идеологически разнонаправленные проекты, как редакторство в прокремлёвской интернет-газете «Взгляд.ру» и членство в избирательном штабе Михаила Прохорова, интернет-проекты в «Интерфаксе» и «МК». Изначально многие СМИ сообщили о том, что Гореславский станет контент-менеджером в новой компании, то есть будет определять информационную политику её изданий. Затем, однако, эта версия была дезавуирована. 
Кроме Гореславского, объявлено о новом заместителе гендира по медиаресурсам, который призван курировать выделяемые в отдельную структуру медиаактивы холдинга («Афиша», «Газета», «Лента», «Чемпионат»). На эту должность приходит Юлия Миндер, бывший гендир «Ленты.ру».

ИНФОРМПОЛИТИКА ОСТАНЕТСЯ ПРЕЖНЕЙ
Впрочем, в этом кадровом вопросе важнее другое. Как неоднократно заявлялось новым руководством холдинга, им не планируется ни слияния дублирующих медиаактивов в единые порталы, ни какие-то особые вмешательства в чисто редакционный процесс информсайтов. 
Последнего, впрочем, и не требуется. Скажем, бывшая потанинская «Лента.ру» идеально подходит тому идеологическому направлению, которого до сего дня придерживалась мамутовская «Газета.ру», и любимая фраза (судя по разным интервью) главреда «Ленты» Галины Тимченко «Мой внутренний бог» – «Нью-Йорк Таймс» это только подтверждает. В других словах Тимченко содержится ещё более показательное отношение обоих изданий к происходящему сегодня в России: «Мы сторонники партии здравого смысла. Это не моя вина, что сейчас здравый смысл смотрится как оппозиция или фрондерство». И дальше там шли рассуждения про ощущение «как бывает перед грозой, когда уже душно».
Остается понять, зачем всё это понадобилось Мамуту. И здесь кого-то может постичь разочарование. Кажется, единственной целью бизнесмена, которая на протяжении семи лет подвигала его на обретение сначала «Живого журнала», затем «Газеты.ру», а теперь и «Афиши-Рамблера», является извлечение прибыли. Обычный бизнес-подход, начавшийся с того, что в 2006 году все эти интернет-штучки, и в особенности социальные сети, во всём мире считались очень крутыми и крайне перспективными с точки зрения монетизации.
Однако пока, увы, проекты мамутовской SUP Media практически бесприбыльны. Ещё в 2011 году, по данным Forbes, чистый убыток ЗАО «Суп Медиа» составил 205 млн рублей. При этом в 2012 году рост выручки «Живого журнала» равнялся всего 15% – это меньше, чем в предыдущие годы. Не будет преувеличением сказать, что те миллиардные суммы дохода, фигурируемые в начале данной статьи, ничуть не покрывают убытки мамутовской компании. 
В результате ещё в марте-2013 эксперты соглашались с тем, что Мамуту, если он хочет вообще получать деньги со своих медиаактивов, следует укрупнить их «на безденежной основе», объединившись с кем-то из других больших игроков. Это и произошло: по открытым данным, в сделке Мамута с Потаниным о слиянии медиаактивов ни одна сторона не получила за это денег.

БЕЗ УМНОЖЕНИЯ ЛИШНИХ СУЩНОСТЕЙ
Конечно, при желании, в этих передрягах можно разглядеть и политический контекст. Дескать, Мамут решил таким образом укрепить свои информационные возможности по отражению накатов на свой бизнес, особенно в свете последнего переформатирования политико-экономической повестки дня. Однако подобная мысль выглядит слишком экстравагантной: максимальный статус, на который может рассчитывать миллиардер, это неофициальный пост «держателя» медиа-активов, известных своей прооппозиционной позицией, накануне решающей схватки сторонников и противников путинской модернизации. Но зачем для этого складывать все эти СМИ в одну корзину, совершенно непонятно. 
Поэтому единственное вменяемое объяснение активности Мамута в информационном поле – это крылатое изречение из криминальных американских боевиков: «Только бизнес. Ничего личного».


Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...