Уклонение от полемики в эфире – скорее компромисс с оппонентами, нежели попытка нарушить избирательный процесс
«Кандидат в мэры Москвы Сергей Собянин не будет участвовать в дебатах, а сосредоточится на своей предвыборной работе, на непосредственном общении с москвичами», – сообщили журналистам в избирательном штабе «ключевого кандидата» на пост столичного градоначальника.
Его соперник Алексей Навальный злорадно прокомментировал в своём блоге: «Ничего удивительного. Тот же стиль презрения к выборам, москвичам и избирателям, который и ранее демонстрировал сам Собянин и его партия “Единая Россия”».
Главная «версия» отказа Собянина от дебатов – он хочет избежать «хамства и полемики с Навальным». Не иначе, испугался его изобличительной критики. Но только ли дело в Навальном, страх это или пренебрежение? Думаю, ни то, ни другое, ни третье.
То, что Навальный не побрезгует хамством в публичной полемике, сомнений нет. Он и сейчас не стесняется в выражениях в адрес своего ключевого соперника, поскольку с предметной аргументацией на тему городской жизни у него априори слабовато. Это стало хорошо заметно в ходе его встречи с избирателями северо-западного округа столицы 8 августа, где он продемонстрировал, что плохо владеет насущной проблематикой города. На расспросы жителей Хорошево-Мневники, что он думает делать со строительством Северо-Западной хорды, вызывающем у них недовольство, оппозиционер не смог сформулировать внятной позиции по проекту и пообещал проверить расчёты затрат на строительство. В том же духе поговорили и о рынках: Навальный уверил собравшихся, что будет настаивать на введении визового режима с республиками Средней Азии – кроме общеполитического «инструментария» и очередных «разоблачений», предложить Москве ему нечего…
На этом маленьком недочёте кандидата-бунтаря легко мог бы сыграть Сергей Собянин, за плечами которого два года не самой безуспешной практики управления столицей, знание болевых точек её инфраструктуры, ресурсов решения проблем. Поставить в тупик площадного крикуна, за душой которого нет даже теоретического понимания московских проблем, вр.и.о. мэра не составило бы ни малейшего труда. А надо ли? Налицо огромная разница «весовых категорий» этих двух политиков. Такой поединок априори был бы нечестным и скатился бы к игре в поддавки.
«С одной стороны, казалось бы, я всё сделал для того, чтобы выборы были открытыми и честными с точки зрения избирательного законодательства, технологий, подсчёта голосов, – цитируют СМИ главного кандидата. – С другой, продолжать и дальше раздавать пряники оппозиции, если я буду им поддакивать и делать их более известными, не хотелось бы».
Участие в предвыборных дебатах является правом, но не обязанностью кандидатов, обращают внимание журналистов в Мосгоризбиркоме. Это в американской избирательной модели с 1976 года теледебаты являются обязательным элементом. При этом дискуссии проходят в строгом регламенте, ведущая роль в котором принадлежит модератору. В России же, как отмечают многие аналитики, теледебаты так и не выработали своей культуры, не стали политическим инструментом и проходят в формате политического шоу, девальвирующего сам выборный процесс.
Что же касается А. Навального, для которого вдруг участие в дебатах стало «важнейшей обязанностью», то сам он не раз демонстрировал изысканную разборчивость в собеседниках. Например, 25 июля он отказался выступать в Совете муниципальных образований Москвы с презентацией своей предвыборной программы вместе с другими претендентами: председателем партии «Воля» Светланой Пеуновой и лидером «Коррозии металла» Сергеем Троицким (Пауком).
Оскорблённый тем, что его поставили в один ряд с заведомо «провальными» кандидатами, Алексей так прокомментировал свой отказ от участия в обсуждении:
«Пеунова кричит, что ящеры будут откусывать головы всем, кто не носит вельветовую манишку, Паук говорит о дичайших дирижаблях с пивом над Москвой, Навальный, краснея, пытается что-то вставить про прозрачный бюджет и генплан. Вокруг всего этого бегает Чёрный Хоббит с водяным пистолетом и петардами. Естественно, я в этой клоунаде участвовать не стал».
Навального оскорбляет «стоять на одной доске» с Пеуновой и Пауком, потому что он считает их «клоунами», Собянина оскорбляет дискутировать ни о чём с Навальным, публично, за глаза называющим его аферистом, но не имеющим предложить москвичам ничего, кроме антиправительственных лозунгов. Что ж, в этом есть определённая гармония русской избирательной модели…
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).